Слуховая память. Развитие слуховой памяти » Битрейника
Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.
Кратковременная слуховая память – вид памяти, который помогает человеку понять смысл и быстро обработать поступающую звуковую информацию.
Кратковременная слуховая память связана с так называемой фонетической областью, в которую поступает услышанная информация, сохраняясь в течение нескольких секунд, которых вполне достаточно для того, чтобы понять смысл и суть разговора. После этого услышанная информация попадает в семантическую область, связанную с долговременной памятью, где может храниться от нескольких минут и до бесконечности, ведь емкость данной области огромна, и именно в ней концентрируется весь приобретенный индивидуальный опыт конкретного человека.
Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.
Ниже приведены 10 упражнений, благодаря которым каждый, кто задумывается над тем, как развить слуховую память, сможет найти для себя и ответ, и путь решения проблемы:
1 С помощью магнитофона прослушайте отрывок знакомой музыкальной композиции, после чего мысленно воспроизведите его. В процессе регулярных тренировок слуховой памяти постепенно увеличивайте продолжительность звучания мелодии. В идеале необходимо развить слуховую память до такого уровня, когда Вы после прослушивания сможете полностью мысленно воспроизвести любую мелодию.
2 Попросите кого-нибудь произнести для Вас 4 однозначных числа, например:1, 3, 9, 4. После этого Вы должны назвать их в обратном порядке. После того, как Вы станете уверенно справляться с этой задачей, количество произносимых цифр следует постепенно увеличивать до 5, 6 и т.д. Данное упражнение не только способствует развитию слуховой памяти, но еще и хорошо тренирует внимательность.
3 Очень хорошо подходит для тренировки кратковременной слуховой памяти тренажер «Звукварь», который Вы найдете, перейдя по этой ссылке.
4 Попросите кого-нибудь, используя 5-7 хлопков в ладоши, нахлопать для Вас ритм известной мелодии. Ваша задача – в точности повторить предложенный ритм. После того как Вы уверенно станете справляться с поставленной задачей, количество хлопков можно постепенно увеличивать.
5 Читайте книги, которые для Вас интересны. При этом приучите себя пересказывать вслух отдельные главы после их прочтения.
6 Прослушивание аудиокниг также будет способствовать тренировке слуховой памяти. После прослушивания в свободное время мысленно повторяйте то, что услышали. Анализируйте, насколько точно Вам удалось воспроизвести услышанный текст.
7 Прочитав, повторяйте вслух скороговорки различной длины. В процессе регулярных тренировок не используйте одни и те же скороговорки, чередуйте их и добавляйте новые.
8 Перед сном уделите немного времени развитию слуховой памяти. Прислушайтесь и постарайтесь услышать как можно больше звуков, которые присутствуют в окружающем Вас пространстве. Это может быть работающий на кухне холодильник, летающая по комнате муха, шаги на лестничной площадке и т. д. Последовательно сосредоточивайтесь на каждом из звуков и мысленно воспроизводите их в более низкой и в более высокой тональностях.
9 Полезной для развития слуховой памяти будет привычка пересказывать вслух важную информацию, которую необходимо запомнить.
10 Находясь на улице и в других общественных местах, прислушивайтесь к присутствующим звукам, вычленяйте из них разговоры других людей и мысленно как можно точнее повторяйте услышанные фразы.
Общеизвестно, что любую способность в определенной степени можно развить, нужно только не лениться и заниматься тренировкой слуховой памяти, а еще лучше – и других когнитивных функций регулярно. Успехов Вам в совершенствовании себя!
Фото: doggo
Как тренировать слуховую память: весело и эффективно
Рада приветствовать всех читателей и гостей блога Blog-Bridge. ru. С вами Екатерина Калмыкова. Наверняка каждый из нас ни раз слышал такую фразу «схватывает на лету». Так обычно говорят о людях с развитой памятью, в первую очередь, слуховой.
Есть такие люди — уникумы от природы, но на определенном уровне эти способности — дело наживное. И вообще, я считаю, что практически каждую способность можно развить в себе самостоятельно путем регулярных занятий и упражнений, способствующих данному процессу.
Главное не лениться, не винить во всем матушку-природу или родителей, а трудиться и еще раз трудиться.
Поскольку для блогера, да и вообще для любого человека, очень важно, чтобы эти два вида памяти были развиты как можно лучше. Ведь именно они чаще всего нас выручают, облегчают нам работу и помогают при возникновении определенного рода проблем.
О том, как улучшить зрительную память мы говорили с вами в этой статье. А сейчас поговорим о том, как натренировать запоминание речи, музыки, иных звуков, чтобы преуспеть в делах и лучше ориентироваться в повседневной жизни, то есть как развить слуховую память.
Содержание статьи:
Слышать — важное умение
Среди разных видов памяти слуховая занимает свою значительную нишу. Наш мир наполнен звуками, и часто они весьма значимы для нашей безопасности, спокойствия, профессионального и личного развития. Существует определенный набор рекомендаций, как тренировать слуховую память, но сначала давайте вспомним, как этим инструментом умели пользоваться наши предки.
Веками и тысячелетиями от поколения к поколению передавалась важнейшая информация, где-то в виде точных знаний, где-то в форме легенд, сказаний, религиозных и бытовых наставлений, стихов и песен. И ведь запоминали огромные тексты, в том числе, гомеровские поэмы и русские былины, философские трактаты разных авторов, математические выкладки!
Тайные знания сознательно старались не доверять бумаге, их хранили доверенные носители мистического наследия.
Сегодня у ребенка и взрослого есть набор «подручных» гаджетов, помогающих быстро находить нужные ответы, и даже таблицу умножения, теоретически, можно не учить: смартфон с калькулятором работает надежнее джина из кувшина.
Информацию, которая нам важна и интересна, мы запоминаем без труда и не прилагая особых усилий. Музыканту режет ухо фальшь любителей караоке. Талантливый автослесарь по звуку двигателя может определить некоторые его неполадки. Мать по малейшим нюансам интонаций различит голоса близняшек.
Вопрос в том, как помочь себе усвоить другую, менее важную для нас, информацию.
Кратковременная, но такая нужная
У школьников и людей, давно повзрослевших, существует память кратковременная. Ее назначение — это первичная обработка информации для ее понимания. Буквально несколько секунд нужно, чтобы принять услышанное, подвергнуть быстрому анализу, извлечь нужное и отправить этот «урожай» звуков в долговременное семантическое хранилище.
Этот вид слуховой памяти особенно востребован детьми. Ведь они изучают мир, каждый день встречаются с новыми понятиями, расширяют кругозор и словарный запас, учатся логике и запоминанию.
Что же мешает распознаванию и запоминанию со слуха?
- Рассеянность;
- Отсутствие интереса к предмету;
- Болезнь, физиологические проблемы памяти;
- Слабость или нечеткость звуковых сигналов.
Постарайтесь отсеять эти помехи и потренируйте с ребенком простейшие приемы укрепления разных подвидов слуховой памяти.
Итак, давайте подробнее остановимся на таком вопросе: как развить слуховую память? И отдельно поговорим как это сделать для детей, и для взрослых.
Для детей: учимся, играючи
Как развить запоминание, не отталкивая ребенка от этого занятия?
Это вполне возможно, если занятия организовать в виде игр:
- «Телефон». Суть: повтори вслух несколько слов, сказанных водящим на ушко. На первом этапе предложите чаду запомнить 3-4 произнесенных вами слова, когда навык закрепится, увеличивайте «дозу» постепенно, доведя до 10 слов. Отлично, если из них испытуемый запомнит 7-8, это искомый результат для долговременной памяти, для кратковременной — чуть меньше.
- Добавь предмет. Добавление к перечисленному, например, «расставляем» на праздничном столе блюда. Мама говорит, что поставила салат. Ребенок добавляет: хлеб и т.д. Главное — не только назвать больше кушаний, но и не повторять то, что уже «выставлено».
- Воспроизведи звуковой сигнал, то есть надо повторить набор звуков. Хлопаем в ладоши или стучим по столу, берем в руки металлофон или иначе производим звуки. Ребенок их воспроизводит в нужном порядке.
- Вспомни пару. Это упражнение не просто на реакцию и абстрактную память, здесь подключается и логика. Пары слов типа: лес-деревья, поле-цветы, школа-учитель произносит ведущий. Потом он же называет одно из понятий связки, ребенок добавляет второе.
- Подбери ассоциацию. Ассоциации — самое сложное, но и довольно интересное, в развитии предыдущей игры. К каждой из картинок надо будет подобрать ряд тематических слов. Скажем, к картинке с машинкой малыш добавляет понятия: «руль», «колесо», «водитель», может быть, «светофор» и т.д.
Для взрослых: полезное с приятным и увлекательным
Похожие задания можно использовать и для развития слуховой памяти в любом возрасте, ведь законы психики, да и физиологические реакции в основе — те же. И так же, как в ситуации с детьми, у взрослого запоминание идет эффективнее, если оно не «насильственное».
Наверняка каждый из нас с удивлением, спустя многие годы, обнаруживал в своей памяти увлекательные рассказы любимых учителей, а иногда и формулы из физики или математики, что отложились в ходе интересных уроков. Поэтому важно на тренировку настроиться, дать самим себе установку: это не только полезно, но и «прикольно».
Cамые простые приемы:
Прием 1. Перед сном расслабьтесь и постарайтесь из окружающих шумов вычленить конкретные звуки. У соседей по-прежнему громко работает телевизор. За окном, где-то далеко, лает собака. Загудели провода, видимо, ветер усиливается. А на кухне осторожно шуршит оставленным на полу фантиком котенок. Полная картина мира!
Прием 2. В обеденный перерыв или другое удобное время, например, принимая ванну, вспомните какой-то услышанный недавно звук. Пусть это какая-то просьба родственника. Произнесите ее про себя с максимально точной интонацией. Потом попытайтесь изменить громкость и оттенки настроения фразы. Забавно и весьма продуктивно.
Прием 3. Прослушайте отрывок песни или иного музыкального произведения. Поставьте на паузу и повторите. Теперь попробуйте то же самое, но «в виртуальной реальности», без звуковоспроизводящей аппаратуры, в уме. Работает мощно. Учите стихи, выбрав те, что вам реально нравятся, читая их вслух или включив аудиокассету. И время по дороге на работу скоротаете с пользой, и память усовершенствуете, и при случае сможете блеснуть эрудицией перед коллегами, партнерами, другими людьми, которых хочется удивить.
Предлагаю вам пройти тест из видео, который покажет, насколько развита ваша слуховая память. Скажу вам честно, у меня результат не очень хороший. Я уже давно заметила, что зрительная память у меня развита намного лучше слуховой.
Поэтому в последнее время я усердно стараюсь эту ситуацию улучшить. Потом обязательно напишу вам, что у меня из этого получилоась и какие приемы оказались для меня наиболее эффективными.
Напишите ваш кошелек и мы переведем выигрыш.
Напоминаю: следующий призер в «снайперском» конкурсе будет тот, кто оставит 500-й комментарий. О всех конкурсах, которые проводятся на блоге, можете прочитать здесь.
Читайте — высказывайтесь в комментариях — выигрывайте!
А я буду с вами прощаться. Пока-пока!
Понравилась статья — поделись ее в социальных сетях!
Подписывайся на обновления блога, чтобы получать все самое интересное прямо к себе на почту.
До новых встреч, с вами была Екатерина Калмыкова
Как проявляются проблемы со слуховой памятью, как ее улучшить?
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Как проявляются проблемы со слуховой памятью, как ее улучшить?
Проблемы со слуховой памятью часто приводят к низкой успеваемости, трудностям в общении и на работе. Не стоит отчаиваться, данный навык подлежит развитию и корректировке.
Слуховая память помогает воспроизводить последовательность слов и запоминать определенную информацию, которую человек воспринимает посредством слуха.
В каких ситуациях человек использует этот вид памяти?
Слуховая память нужна для воспроизведения звуковых стимулов, которые возникают в процессе жизни. Например, работник офиса может запомнить и повторить фразу, которую только что услышал, ответить на вопрос, который ему задал начальник, запомнить имя нового коллеги или руководителя.
Внимание! Данный вид памяти напрямую сопряжен с яркими эмоциями. То есть мозг будет запоминать то, что важно, интересно или вызывает какие-то определенные чувства.
Как выражаются проблемы со слуховой памятью?
Признаки нарушения слуховой памяти:
- Сложность при выполнении словесного алгоритма или пошаговой инструкции, которая была дана работнику в устной форме.
- Увеличение периода времени, который обычно требуется на обработку и понимание информации.
- Падение успеваемости в школе или другом учебном заведении.
- Нарушение поведения после восприятия тех или иных звуковых стимулов.
- Затруднения при изучении иностранного языка и других гуманитарных предметов (история, литература, обществознание).
- Сложности при понимании речи собеседника.
- Отсутствие музыкального слуха.
Как улучшить слуховую память?
Улучшить слуховую память за один день невозможно. Потребуются регулярные тренировки и занятия. Для развития данного вида навыков существует несколько простых и увлекательных упражнений:
- Прослушать при помощи магнитофона или другого устройства отрывок ранее знакомой музыкальной композиции или стихотворения. Далее в голове полностью воспроизвести услышанный отрывок.
- Попросить кого-нибудь назвать в любой последовательности 4 однозначных числа. Человеку нужно будет сразу воспроизвести услышанное, но в обратном порядке. Когда трудностей с четырьмя числами возникать не будет, их количество можно увеличивать.
- Попросить помощника похлопать в ладоши, задавая какой-то определенный ритм. Задача упражняющегося безошибочно повторять услышанное.
- Читать любые художественные произведения или слушать аудиокниги. После прочтения или прослушивания вслух воспроизводить произошедшее в произведении. Тем, кто не любит читать, можно смотреть художественные или мультипликационные фильмы. Помощник пусть анализирует, насколько точно удалось воспроизвести увиденное или услышанное.
- Перед сном обращать внимание на окружающие звуки (работа стиральной машины, ветер за окном, шаги соседки в подъезде). Их можно распределять по степени интенсивности.
- Пересказывать в мельчайших подробностях прошедший день, уделяя особое внимание звукам, услышанным разговорам, шуткам, фразам.
- Помощник заранее готовит 10–15 пар слов, логически связанных между собой, например, «Музыкант-концерт», «Дерево-лес», «рыба-речка». Помощник должен вслух проговорить получившиеся пары. Затем ему нужно называть слова по одиночке, упражняющийся вспоминает пару к слову.
- Вспомнить какой-либо ранее услышанный характерный звук. Например, просьбу родственника или речь любимого блогера. Затем нужно в сознании воспроизвести звуки максимально близко к действительности, сохраняя интонацию родственника или блогера, его манеру говорить.
Внимание! В жизни очень много слуховой информации, которая может пригодиться в дальнейшем. Чтобы эффективно ее запоминать и воспроизводить, стоит развивать слуховую память.
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Рецензент: Дарья Киншт Специалист по клинической диетологии и нутрициологии, материнству, здоровью и правильному питанию, аспирант кафедры педиатрии НГМУ.
Слуховая память — функциональные особенности и способы развития
Слуховую память относят к одному из виду образной памяти. Каждый человек индивидуален, поэтому у каждого индивидуума своя способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению слуховых образов.
Что такое слуховая память
Под слуховой памятью понимают способность человека запомнить определенный порядок звуков, после чего его воспроизвести.
Выделяют кратковременную слуховую память – разновидность памяти, благодаря которому индивидуум понимает смысл сказанного и быстро обрабатывает поступившую информацию.
Полученная звуковая информация попадает из фонетической в семантическую область, которая связана уже с долговременной памятью (здесь информация хранится либо несколько минут, либо длительное время).
Для чего нужна слуховая память человеку в жизни
Если у человека хорошо развита слуховая память, он способен за короткий промежуток времени и с точностью запомнить содержание прочитанного текста, того, что происходит, понять логику в рассуждениях.
Важно отметить, что он способен в точности передать общий смысл информации, которую получил.
Тестирование на слуховую память
Во время определения того, насколько развита слуховая память у ребенка, используется тест Дэвида Весклера:
- Ребенок повторяет в точной последовательности ряд чисел: 5, 7, 1; 8, 2, 4, 2; 6, 9, 5, 7, 3.
- Малыш должен назвать числа в обратной последовательности: 2, 4; 4, 7, 8; 5, 9, 3, 6.
- Дошкольник должен повторить слова в правильном порядке; луг, крот, ночь, кот, лук, кит, борщ, стол, хворост, буква, арбуз.
Повторять числа и слова можно несколько раз, пока ребенок их не запомнит и повторит. Но если он и после 6-7 повторений не смог их запомнить и озвучить, то необходимо обратиться за консультацией к невропатологу
Упражнения для развития слуховой памяти
У каждого человека есть слуховая память, только она по-разному развита. Улучшить ее можно с помощью упражнений, которые нужно регулярно повторять.
Способы развить слуховую память с помощью упражнений:
- Повторить в правильной очередности ряд чисел. В начале они состоят из 2-х чисел, затем – из 5-6. Усложнить задание можно, если попросить повторить числа в обратном порядке.
- Включить музыкальную композицию. Прослушать ее, затем выключить и повторить ее ритм, хлопая в ладоши.
- Написание текстов под диктовку также развивает слуховую память.
- Полезно быть в уединении, для этого необходимо выключить телевизор, радио. Сесть, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам, к примеру: к шуму улицы. Также можно делать это упражнение свежем воздухе, слушая звуки природы.
- Повторить прохлопанный ритм, который постепенно усложняется.
- Прочитайте небольшой отрывок текста, после перескажите его своими словами.
- Прослушивание радиопередач, особенно спектаклей, аудиокниг хорошо тренирует слуховую память. Анализируя и повторяя отдельные отрывки дополнительно можно тренировать память, внимание.
- Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихотворения разного объема тренируют слуховую память.
- Определить на слух, какой музыкальный инструмент звучит.
Оцени-ка статью!
Развитие слуховой памяти. | Консультация по коррекционной педагогике:
Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которой мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.
В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться.
Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.
Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.
Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.
С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям — добиться улучшения её объёма.
Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение — ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены — не показывайте этого ребёнку. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых — родом из детства, и рождаются они, в том числе, из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть — из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие — полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений — не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).
Нарушения слуховой памяти.
Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.
- Диагностика слуховой памяти.
Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.
1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.
Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.
Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.
Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.
Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов — это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова — возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.
Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки — возможно, нарушено фонематическое восприятие.
Второе и третье воспроизведение после прочтения — показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.
Четвертое воспроизведение — показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма — если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.
2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия:
Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.
Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.
3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).
1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем — 4 цифры, затем — пять, и т.д., и так — до первой ошибки.
2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.
Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.
4. «Запомни двузначные числа». Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.
Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.
Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.
5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов.
Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня — для детей, и более сложный информативный рассказ — для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз — через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок — при втором.
Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.
- Упражнения для развития слуховой памяти.
Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста — уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения — это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.
Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.
- Игра «10 пар».
Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.
- Игра «Сделай, как я».
Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза. После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.
После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.
- Игра «Угадай, что это было?»
Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.
4) Игра «Запомни и дополни»
Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много — тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало — получает одно очко. Набрал три очка — становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:
«Я сегодня видел за окном…»;
«У моего друга в комнате есть…»
«За высоким забором хранились…»
«У Маши в лукошке лежали…»
— Вариант этой же игры:
Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.
5) Игра «Почувствуй ритм».
Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.
6) Игра «Угадай окончание».
Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).
Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти, внимания можно найти на просторах интернета.
Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют, стимулируют, регулярно упражняют. Развивать память, внимание и другие познавательные функции мозга можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели развивающие игры онлайн.
Желаю Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии:)
Как развить слуховую память дошколят: игры и упражнения
Среди других видов слуховая память занимает особое место, ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.
Как правильно развивать слуховую память у малышей?
Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?
- Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
- Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.
- Необходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности. Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
- Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таки
Как развить слуховую память
После зрения наиболее часто используемым чувством является слух. И вы можете многому научиться, слушая. Слух — это форма памяти, которую часто недооценивают, но при ее эффективном обучении и развитии он может быть очень полезным: особенно для студентов, которым каждый день приходится изучать и запоминать много информации. Как правило, слуховая память считается хорошим приданым в области общения, потому что она позволяет нам мгновенно давать обратную связь, позволяя нам участвовать и выглядеть заинтересованными в разговоре или дебатах.Аудиопамять позволяет фиксировать информацию, которую мы получаем устно, обрабатывать, сохранять ее в памяти и запоминать эту информацию всякий раз, когда она нам нужна. Таким образом, у тех, у кого хорошая слуховая память , не составит труда запомнить уроки, объясненные учителем в классе. Тот, кто не сможет воспользоваться этой способностью, будет вынужден учиться вдвое дольше, чтобы узнать, что нужно! Для эффективного обучения важно тренировать слуховую память, чтобы укрепить их методы запоминания, улучшить и ускорить ваш метод обучения.А теперь давайте посмотрим на несколько полезных советов для «тренировки» слуховой памяти.
Хороший способ учиться на слух — это сосредоточить внимание на голосе того, кто с нами разговаривает. Как мы знаем, каждому человеку соответствует свой голос, определенная каденция или интонация. Чтобы тренировать слуховую память, мы должны сосредоточиться на том, как разговаривать с собеседниками, чтобы легче распознавать и вспоминать информацию, чем человеку, с которым вы общались в определенном контексте. Еще один важный метод развития слуховой памяти (но не в новинку!) — это повторять вслух то, что вы изучаете.Это потому, что слушание вас стимулирует ваш мозг быстро запоминать информацию через слух. Это упражнение имеет двойную пользу: вы усовершенствуете свой метод обучения и поможете стать хорошим слушателем. Однако обычно людей с хорошей слуховой памятью можно узнать по легкости, с которой они вспоминают слова песен, услышав их всего несколько раз.
Итак, чтобы тренировать слуховую память, всякий раз, когда появляется песня, которая вам нравится, послушайте ее несколько раз и выделите текст.Это забавное упражнение, но оно также полезно для снятия стресса! Теперь мы подошли к тому, что я лично предпочитаю: смотреть (и слушать) исторические, научные и т. Д. Документальные фильмы. Они не только поучительны, но и позволяют нам хранить большой объем информации, используя как зрительный, так и слуховой канал. Я рекомендую по возможности насторожиться, а затем поговорить с кем-нибудь о том, что вы видели. Хотя кажется, что это очень полезное упражнение. Позволит вам ассоциироваться с естественной привычкой использовать фотографическую память… quella, используя слуховую память.
Наконец, я рекомендую вам воспользоваться любой возможностью, чтобы укрепить слух и «поработать» с ним. Участвуйте в учебных группах, проводите мозговой штурм с друзьями или родителями по важным вопросам, слушайте радио, концентрируйтесь на звуках природы и т. Д. Помните, что если вы слышите «потенциометр», вы проверите свою способность использовать этот способ запоминания вещей, которые Вас интересуют и не забывают больше всего.
Что лучше подходит для вас?
Все работают по-своему, и ясно, что у всех есть свои способы обучения и восприятия новой информации.В то время как большинство из нас экспериментируют с различными методами, чтобы найти лучший для себя способ, могут быть исследования, которые говорят нам, что один способ на самом деле лучше другого.
Поскольку около 65% населения мира обучаются зрительному восприятию, то есть они лучше запоминают вещи, когда смотрят на них с помощью любого другого смысла, может возникнуть закономерность.
То, как вы учитесь, может отличаться от того, что человек сидел рядом с вами, но на протяжении многих лет было проведено несколько интересных исследований, которые предполагают, что один метод может принести вам пользу перед другим.Здесь, на Pastest, мы рассмотрели некоторые отчеты, которые могут помочь вам принять решение!
Какие бывают стили обучения?
Существует три основных стиля обучения: визуальный, слуховой и тактильный. В то время как зрительная память означает способность вспоминать информацию из того, что мы видели, слуховая память означает, что вы можете воспринимать информацию, которую слышали. Тактильные ощущения относятся к идее удержания или прикосновения к чему-либо и способности помнить об этом.
Это правда, что все мы немного разные, когда дело доходит до изучения нового и запоминания его, но если вы готовитесь к важным экзаменам, не хотите ли вы попробовать проверенный метод?
Исследование Университета Айовы
В 2014 году появилось исследование Университета Айовы, в котором исследователи утверждали, что мы не запоминаем вещи, которые слышим, почти так же хорошо, как видим или трогаем. Они выбрали 100 студентов для участия в двух экспериментах. В первом тесте участники слушали звуки, смотрели на изображения и держали предметы с разными интервалами от 1 до 32 секунд.Затем их попросили отозвать их.
Второй эксперимент требовал от участников слушать, смотреть и касаться повседневных предметов и просил их вспомнить их через час, день и неделю. Результаты обоих экспериментов показали, что слуховые воспоминания были последними, далеко позади их зрительной памяти. Хотя с течением времени память студентов в целом ухудшалась, было очень ясно, что зрительная память превосходит слуховую.
Исследование университета Бордо
Хотя в 2014 году было доказано, что студенты лучше запоминают информацию, когда они ее видят, в 2008 году исследование Университета Бордо признало, что способность обнаруживать слуховые и визуальные изменения, по-видимому, контролируется отдельными механизмами в мозге.
Исследователи обнаружили, что участникам было легко увидеть визуальные изменения, но они также обнаружили, что сложные слуховые изменения также легко распознаются, что, по-видимому, предполагает, что разные части мозга работают с различными методами.
В то время как память обрабатывается лимбической системой внутреннего мозга, слухом и зрением занимаются височные и затылочные доли соответственно. Они расположены в других частях мозга.
Что это значит для обучения?
Хотя слегка противоречивые отчеты могут означать неубедительный ответ, когда дело доходит до определения наилучшего способа обучения, есть кое-что важное, что нужно вынести из различных исследований.
Ясно, что мультисенсорный подход может быть полезным. Использование планшетов и мобильных телефонов для повторения и изучения означает, что вы одновременно читаете и касаетесь, перемещая палец по экрану во время обучения. Так что тем, кто скептически относится к использованию нашего мобильного приложения для подготовки, стоит попробовать!
Слуховая система: объяснение сенсорной обработки
Повзрослев, я узнал, что у нас есть 5 чувств, которые помогают нам понимать окружающий мир.Меня учили, что это за чувства и какая часть моего тела отвечает за их появление. Я не понял, насколько жизненно важным и важным было их взаимодействие и интеграция. Вот почему я рад присоединиться к своим друзьям из The Inspired Treehouse, группе педиатрических физиотерапевтов и терапевтов, чтобы представить вам эту серию статей по всем вопросам сенсорной обработки. В этом месяце мы говорим о Auditory Input и его важности для роста и развития детей.
{НАСТОЯЩИЙ ЗАПИСЬ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ПАРТНЕРСКИЕ ССЫЛКИ НА МАТЕРИАЛЫ, Я РЕКОМЕНДУЕМ ВСЕ, ЧТО ВЫ ПОКУПАЕТЕ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ, ПОМОГАЕТ ПОДДЕРЖАТЬ ПРИКЛЮЧЕНИЯ С ЛИМОННОЙ ЛАЙМ. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ ЗА ВЫБОР НАС ПОДДЕРЖКИ}
Как и в прошлом месяце, я попытаюсь объяснить аспект сенсорной обработки с моей точки зрения. Я не буду пытаться использовать медицинские термины, объяснять то, чего я сам не понимаю, или притворяться экспертом. Мои хорошие друзья из The Inspired Treehouse поделятся с вами своим взглядом на ту же тему, что даст вам лучшее понимание сенсорной обработки.
ПОМНИТЕ:
Я не терапевт и не врач.
Я просто мама, воспитывающая ребенка с сенсорными потребностями.
Я просто педагог, который преподавал в области дошкольного образования 12 лет.
Я просто такой же, как ты.
Звуковая система кажется, что это должно быть достаточно просто, чтобы объяснить. Все мы выросли, узнав о нашем слухе. Вы либо слышите, либо нет, верно? Вам не нужно быть знакомым с Сенсорная обработка , чтобы знать слово Аудитория. Чему нас не учат, так это важности этой системы для способности нашего тела чувствовать контроль и сосредоточенность. Это одна из систем, которая продолжает сбивать меня с толку, особенно когда она касается моего собственного сына (как вы прочтете позже).
Если бы мне пришлось дать определение The Auditory System без использования медицинских терминов, я бы определил это как способность нашего тела обрабатывать звуки и собирать информацию из нашего окружения. Речь идет не просто о нашей способности слышать (врожденная способность, которой нельзя научить), но о нашей способности слушать, которая позволяет нашему телу взаимодействовать со звуками в окружающей среде и понимать то, что мы слышим.
Мы получаем слуховой сигнал через наши уши, чтобы оценить важность звуков, которые мы здесь, откуда они исходят, насколько они близки и слышали ли мы эти звуки раньше.
Шаги, шум ветра в ушах, скрип двери, слив унитаза, даже звуки, когда кто-то дает вам указания. Все это требует слухового восприятия нашего тела, чтобы интерпретировать мир вокруг нас. Мы должны определить, какие звуки важны, какие означают безопасность, а какие мы должны игнорировать.У всех этих вещей есть одна общая черта…
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Без нашей слуховой системы мы не можем различать и расшифровывать звуки, которые являются важными или просто частью окружающей среды. Прямо сейчас, когда я печатаю это, я слышу, как мимо проносится самолет, нажимаются клавиши, когда я печатаю, щебечут птицы на улице и выключается сигнал посудомоечной машины. Но если я прислушаюсь, я также слышу шум кондиционера, машины на улице позади нашего дома и тиканье часов.Меня окружают звуки, и благодаря моей слуховой системе я могу понять, на какие из них следует обращать внимание, а на какие — игнорировать (пока).
Если вы похожи на меня, вам интересно, что все это значит. Как это выглядит и почему это важно?
Как я упоминал ранее, обработка слуха — это интерпретации звуков. Всем детям требуется это понимание и вклад для правильного развития. Список навыков, связанных со слуховой обработкой, длинный и исчерпывающий.Просто чтобы назвать несколько, слуховая система отвечает за память, последовательность, сравнение и противопоставление звуков, ассоциацию звуков с определенными символами, такими как буквы / цифры / музыкальные ноты, и, что наиболее важно, внимание. Проблема возникает, когда ребенок либо слишком, либо недостаточно реагирует на получение информации из этой системы.
Но вот где все усложняется. Иногда может быть очень ясно, что ребенок плохо или плохо реагирует на звуки.
Как педагог, я хорошо помню детей, которые отказывались ходить в музыкальные классы, закрывали уши во время утренних объявлений, и тех, кто плакал во время пожарных учений.Нетрудно увидеть, что эти дети были сверхстимулированы слуховыми сигналами ! Вам жалко этих детей, они внешне показывают вам, что они подавлены.
Но как насчет студентов, которые ищут слуховой ввод? Те, кто постоянно стучат карандашом по столу, те, кто не может использовать внутренний голос, если от этого зависит их жизнь, или те, которые, кажется, выкрикивают абсурд во время тихого урока. Эти дети кажутся «плохими», «деструктивными», «непочтительными», верно? Что, если бы я сказал вам, что у них могут быть серьезные причины? Что, если бы я сказал вам, что они ищут слуховой сигнал, чтобы помочь своей нервной системе чувствовать себя более «сбалансированной».”
О, тогда есть те дети. Вы знаете тех, кто НИКОГДА не слышит ни слова, которое вы говорите. Те, которые, кажется, никогда не отвечают на ваши запросы или кажутся мечтательными, а не выполняющими задачу. Что, если бы я сказал вам, что часто эти дети борются с недостаточной реактивностью слуховой системы?
Помните, как я сказал вам, что эта система сбивает меня с толку? Это потому, что с моим сыном это не одно из этих поведений, которое мы наблюдаем, это все они в разное время дня или недели, мы можем увидеть, как он реагирует на звуки в своей среде любым из способов, о которых я упоминал ранее.
До того, как я узнал о расстройстве сенсорной обработки, я никогда не понимал, почему Легоман все время кричал. Я волновался, что у него может быть потеря слуха или у него ушная инфекция, о которой он нам не рассказывал. Я помню, как его отец так волновался, потому что, несмотря на все наши попытки, казалось, он просто кричал на нас все. Мы не можем пойти в библиотеку или магазин, пока какой-нибудь незнакомец не посоветует моему сыну замолчать и использовать «внутренний голос». Иногда мне просто хочется крикнуть им в ответ: ОН НЕ МОЖЕТ!
Также есть новая разработка, позволяющая избегать определенных звуков.Кажется, что это приходит и уходит в зависимости от того, как остальные его системы и насколько «контролируют» его тело. Как раз в эти выходные мы попытались пойти завтракать в отпуск. Мы выбрали лучшее место в городе, прогулялись до ресторана всей семьей и были готовы провести время с семьей. Однако, как только мы вошли, Легоман заткнул уши и начал подпрыгивать от меня к Папе Медведю. Видите ли, для него он слышал КАЖДЫЙ ШУМ… лязг посуды, плач младенцев, звон кассы, льющийся кофе, шипение бекона, раскачивание стульев… он все это слышал.У нас не было возможности поесть здесь, как бы мы ни хотели.
Одна из самых запутанных вещей, которые я видел с Легоманом, — это его реакция на громкие и стимулирующие ситуации. Отведите его в магазин, в людное место или на собрание в школе, и это будет похоже на то, что вы отпустите этого другого животного. Он становится чрезмерно возбужденным, возбужденным и полным энергии. Он становится неуправляемым. Раньше я боялся ходить с ним в любое из этих мест, пока я не узнал, насколько взаимосвязаны вестибулярное и слуховое чувства, и не научился обеспечивать его соответствующими данными до, во время и после стимулирующего опыта, такого как магазин.
Честно говоря, чем больше я узнаю об этой системе, тем больше я могу написать. Это так взаимосвязано с речью, языком, чтением, планированием, решением проблем и многим другим. Мы интерпретируем все своими ушами и учимся доверять окружающему миру, основываясь на наших интерпретациях.
Помните, сенсорная обработка сложна. Для каждого ребенка он индивидуален, потому что каждый ребенок уникален. Проблемы возникают, когда ребенок либо ищет, либо избегает слуховой информации. Для вашего удобства я составил «Шпаргалку по слуховой системе», распечатываемую с описанием поведения, которое вы, возможно, увидите, если ваш ребенок избегает или ищет этот тип ввода.
Теперь пора перейти к моим хорошим друзьям в The Inspired Treehouse, где они как педиатрические терапевты делятся своими советами, чтобы объяснить слуховой ввод и почему они считают его важным для роста и развития всех детей.
Мне нравится это видео от Brain Pathways о слуховой системе и о том, как мозг воспринимает и интерпретирует речь и язык.
Иногда бывает трудно определить разницу между СДВ и сенсорной обработкой, поскольку они выглядят очень похожими.В этом посте они рассматриваются по отдельности.
Чтобы получить отличные слуховые активности, ознакомьтесь с Сенсорными мероприятиями для детей, где у них есть целый раздел только со слуховыми действиями, и другие блоггеры также приходят, чтобы связать свои слуховые действия.
Чтобы получить быстрый список слуховых активностей, я хотел бы сослаться на этот список из 18 слуховых активностей, которые вы можете выполнять, не тратя ни копейки от Bonnie Terry Learning.
И последнее, но не менее важное: вы можете следить за мной и за Inspired Treehouse на Pinterest, чтобы быть в курсе последних новостей о сенсорной игре и сенсорных ресурсах.
Следуйте за Дайной :: Доска объявлений Lemon Lime Adventures «Ресурсы по обработке сенсорных данных» на Pinterest.
Подписывайтесь на Dayna :: Доска объявлений Lemon Lime Adventures Sensory Play в Pinterest.
Если вы ищете больше идей для сенсорной обработки, вы можете проверить мои любимые подборки на Amazon.