Кто такие зеки и что они из себя представляют: Почему зеки не говорят спасибо

Содержание

Почему зеки не говорят спасибо

Кто такой зек? В 30 годы 20 века в советских бумагах слово «заключенный» писали как «з/к» отсюда и возникло слово зек, а точнее зека. Зек, Зэк, Зэка — название узников тюрем и лагерей в СССР. Существует также мнение, что термин происходит от другого словосочетания – «заключенный красноармеец», которое впервые появилось во время опытов Л.Д. Троцкого по созданию Трудармий после войны. Но почему они не говорят спасибо? Что тут такого?

В российских тюрьмах существует свой особый «этикет» — неписанные правила, которые обязательно следует соблюдать. За нарушение любого из них можно серьезно осложнить себе пребывание за решеткой и даже перейти в низшую категорию зэков, известную под названием «петухи», или «опущенные».

Наигранная вежливость

В тюрьме крайне негативно относятся к показной вежливости. Использование слов «спасибо» и «пожалуйста» кажется зэкам рисованием, желанием лишний раз подчеркнуть свою интеллигентность и поставить себя выше основной массы заключенных.

Людей, имеющих к этому склонность, за решеткой очень быстро ставят на место. Человека незнающего на первых порах могут разок предупредить. Это в лучшем случае. Если же новичок упорно будет забываться и использовать запретное «спасибо», его быстро и жестоко научать уму-разуму. Расправа может быть очень серьезной, вплоть до членовредительства.

Знак принадлежности к партийной номенклатуре или интеллигенции
Слово «спасибо» обычно выдает в человеке интеллигента. В советские времена им мог оказаться и партработник. Обе эти категории граждан являются на зоне скорее исключением, чем правилом. Их быстро «вычисляют» бывалые заключенные.

В то же время большинство «сидельцев» являются выходцами из низших слоев общества. Они уважительно называют себя «мужиками» и испытывают классовую ненависть ко всем, кто имеет более высокое социальное положение. Особенно зэков возмущает, если человек кичится этим и каждый раз намеренно подчеркивает свое прекрасное воспитание. Такого наглеца сокамерники быстро ставят на место.

Лексикон «мусоров»

Слова «спасибо» и «пожалуйста» используют в своем обычном общении надзиратели, тюремное начальство, следователи и другие служители Фемиды. Этих людей заключенные считают своими идейными врагами. Последний факт — уже достаточная причина для того, чтобы исключить их лексику из своего воровского жаргона.

Недостойная плата за блага

По факту в тюрьме обычно благодарят за «блага» наподобие табака или чая, которые считаются настоящими святынями. Словесная благодарность за такие ценные вещи должна выражаться соответствующим образом. Нужно сказать «благодарю», подарив таким образом благо в ответ дающему («благо дарю»).

Слово же «спасибо» имеет другое значение. Оно происходит от словосочетания «спаси бог». Такое пожелание — не самая достойная плата за столь ценные в тюрьме вещи, как чай и сигареты. Даже если сказать «на здоровье», заключенный может оскорбиться и ответить: «Тебе-то что до моего здоровья?» Так что умение правильно и уважительно (но не заискивающе!) поблагодарить своего соседа по камере — это очень важное, даже жизненно необходимое качество для любого заключенного.

По уголовным «понятиям», словом «спасибо» выражать благодарность нельзя, это воспринимается опытными «сидельцами», «правильными парнями» негативно. Обычно предпочитают говорить «благодарю», «благодарствую», «от души», «душевно», «в душу». Обратимся к свидетельству Андрея Кудина, востоковеда, философа и мастера восточных единоборств, который в конце 1990-х был обвинен на Украине в бандитизме и отсидел два года, пока наспех сшитое по доносу уголовное дело не развалилось. В книге «Как выжить в тюрьме» Кудин пишет: «В тюрьме не принято употреблять слово “Спасибо”, говорят “Благодарю”».

Это табу касается не только устной речи, но и письменной. Екатерина Ефимова в исследовании «Современная тюрьма. Быт, традиции и фольклор» отмечает, что в малявах, ксивах, воровских прогонах и даже в обычных письмах слово «спасибо» находится под запретом:

«Нельзя “спасибо” писать, – рассказывает одна заключённая. – Я написала – он обиделся».

Заметим, что вообще-то и слово «обиделся» в местах лишения свободы находится под запретом, поскольку это может быть воспринято как сравнение адресата с «обиженником», то есть с пассивным педерастом или арестантом, который попал в эту касту «неприкасаемых» из-за грубого нарушения тюремных правил и «понятий». Следует писать – «огорчился».

Негативное отношение к формуле «показной» вежливости, по мнению арестантского братства, «излишней» в тюрьме, укрепилось в период сталинского ГУЛАГа. «Благородные манеры» могли восприниматься блатными старой формации как «фраерские» замашки, а общей массой «мужиков» (простых «сидельцев») – как признак литёрки, то есть арестанта из бывшей партсовноменклатуры или прихлебательской интеллигенции, которые подчеркивают свою «культурность», превосходство над «простым народом», а может, даже издеваются над людьми.

Показателен эпизод из мемуаров известного поэта Игоря Губермана «Прогулки вокруг барака», арестованного в 1979 году по сфальсифицированному обвинению в краже икон и осужденного к пяти годам лишения свободы. Губерман воспроизводит слова опытного зэка с несколькими «ходками», который поучал будущего создателя «гариков»:

«– Ты в лагере нормально будешь жить, потому что ты мужик не.уёвый, но если ты, земляк, не бросишь говорить “спасибо” и “пожалуйста”, то ты просто до лагеря не доедешь, понял? Раздражает меня это. Хоть и знаю, что ты привык, а не вы.бываешься».

Существует и еще одно объяснение запрета на «спасибо»; версию эту приводит уже упомянутая Екатерина Ефимова в работе «Картина мира тюремной лирики»:

«Мысль о том, что все тюремные блага (в первую очередь святыни – сигареты и чай) в равной мере принадлежат всем арестантам, выражается как в круговом чаепитии, так и в ряде других тюремных традиций и табу, в частности, в тюремном запрете благодарить за “презенты”. Когда один заключённый передаёт другому сигареты или чай, “святое”, можно ответить “добро”, но не “спасибо” – чай и сигареты – “общак”, они принадлежат всей арестантской семье в целом, а не отдельным личностям».

Впрочем, следует отметить, что сегодня это табу постепенно отходит в прошлое; в арестантском сообществе все чаще встречается «спасибо» как форма благодарности. Вот что пишет журналист Григорий Пасько (обвинён в государственной измене в 1997 году, вышел по амнистии в 1999-м и повторно осуждён за то же преступление в 2001 году к четырем годам лишения свободы) в тюремном очерке «Пряник»:

«По понятиям в тюрьме не принято говорить “спасибо” или “на здоровье” (могут ответить: “Что тебе до моего здоровья?”). Но если ты человек воспитанный и в таких случаях не можешь молчать, то кивни головой или скажи “душевно”. Конечно, дурацкие правила, но и они меняются: в тройниках воспитанные люди и “спасибо” говорят друг другу, и “на здоровье”. И ничего – тюрьма стоит».

Но всё же это табу в прошлое пока не ушло, и сегодня с ним приходится нередко сталкиваться даже в среде «гопников» – уличных хулиганов с гипертрофированными «пацанскими понятиями».

Запрет на слово «спасибо» закреплен в нескольких поговорках «блатного народа».

Первая – «За “спасибо” бьют (.бут) красиво»: возможно даже, отголоски реально существовавшего наказания за неуместную вежливость. Хотя мне как-то не приходилось слышать о подобных методах. Однако на том же настаивает и вторая поговорка – «За “спасибо” жо.. рвут».

Видимо, всё же в прежние времена за употребление слова «спасибо» арестанта действительно могли сделать пассивным педерастом. Скорее всего, поговорки могли возникнуть (или обрести особую популярность) в начале 60-х годов прошлого века. В апреле 1961 года появилось драконовское «Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах союзных республик». Было решено покончить с «либерализмом» в отношении арестантов. В тюрьме должно быть тяжело и страшно! Пусть тот, кто её прошёл, вспоминает о ней с ужасом и другим закажет туда попадать. Осуждённые лишились многих льгот, завоеванных в буквальном смысле кровью. Были введены чудовищные ограничения – на переписку с родными, получение посылок и передач, приобретение в магазинах колоний продуктов питания и предметов первой необходимости; запрещалось ношение «вольной» одежды и т.д. Количество посылок-передач составляло от одной до трех в год (в зависимости от режима колонии). Вес не должен был превышать трех килограммов. Мясо, мясные изделия, шоколад, цитрусовые, сахар и пр. были категорически запрещены. Право даже на такую жалкую передачу осужденный получал не ранее отбытия половины срока наказания. В тюрьмах передачи и вовсе были запрещены.

Нас же в первую очередь интересуют свидания. Взрослым арестантам, в зависимости от вида режима, предоставлялось от двух до пяти свиданий (длительных и краткосрочных) в год. В тюрьмах «сидельцы» были лишены и этого. Добавим: администрация имела право за нарушения режима вообще лишать зэка передач и свиданий. Всё это привело к чудовищному расцвету педерастии в местах лишения свободы. Именно в это время появляются «форшмачные» (то есть позорные) «масти» «обиженных», «опущенных» – то есть пассивных педерастов.

В ГУЛАГе содомия тоже существовала (особенно после войны, когда закрепилось строгое разделение лагерей на мужские и женские). Были и изнасилования заключённых как особый вид наказания и унижения. Однако в специальные касты пассивные гомосексуалисты не выделялись. Более того, всевозможные «люськи» и «машки» зачастую жили вместе с ворами, считались их «лагерными женами». Понятия «запомоенный», «зашкваренный» появились именно в хрущёвско-брежневских местах лишения свободы. Так называли тех, кто вступал в контакт с «опущенными»: брал у них из рук сигареты, еду, какие-то предметы. Или даже не брал непосредственно, но пользовался тем, чем пользовались «обиженники». Нельзя было даже садиться на стул, на котором уже до тебя сидел пассивный гомосексуалист. Ты автоматически переходил в касту «униженных и оскорбленных».

В ГУЛАГе же этих табу не наблюдалось. Воры, повторяю, жили вместе со своими «женами», чаще всего выбирая их из числа мальчиков и молодых людей (колоний для малолеток было мало, и подростки содержались вместе со взрослыми).

Итак, изнасилование за «спасибо» если и существовало, то лишь в 1960-е годы. Сейчас, разумеется, такое жестокое наказание за подобный «косяк» давно не действует, да и само табу, как мы уже упоминали, уходит в прошлое. Но поговорка осталась, и ее время от времени используют – как напоминание о неуместности «марлезонского балета» в арестантском, «людском» сообществе. Намёк на неё встречается, например, у писателя-диссидента Феликса Светова, который был арестован в январе 1985 года и осужден за «антисоветскую агитацию и пропаганду», год провел в тюрьме Матросская тишина, затем отправлен в ссылку, откуда вернулся с началом «перестройки» (1987). В автобиографическом романе «Тюрьма» Светов приводит поговорку о «спасибо», хотя и не полностью:

«– Тебе ужин оставили, писатель, – говорит Гриша, – рубай.

– Нет, ребята, спасибо, я дальше спать.

– Здесь не говорят спасибо, за спасибо… – Петька длинный.

– Оставь его, – это Боря».

И всё-таки – неужели активное неприятие формулы благодарности в виде «спасибо» возникло в среде заключенных ГУЛАГа и уголовников сталинской эпохи? Неужто причина такого табу – исключительно в том, что «спасибо» неуместно «за колючкой»?

Конечно же, нет. Уголовно-арестантский мир всего лишь сохранил традицию, которая уже существовала у русского народа. Корни такого неприятия кроются в старом русском быту и фольклоре, где имелось много иронических ответов на формулу благодарности, выраженную словом «спасибо»: «Спасибо – много, а червонец в самый раз», «Из спасиба шубы не сошьешь», «Спасибо? Чтоб тебя скосило (и не выпрямило)!» и т.д.

Фольклорист начала ХХ века Евгений Иванов приводит ответ уличного торговца одному из покупателей:

«Ишь ты – спасибо! Самого бы скосило! Не ругайся, а цену делай верную! На твоем спасибо шубы я не сошью, а свою пропущу!»

Судя по всему, такое восприятие слова возникло в эпоху раскола русской церкви в XVII веке, в результате церковной реформы, которую проводил патриарх Никон. Во всяком случае, именно в староверческой, раскольничьей среде прежде всего не принято благодарить словом «спасибо». У «кержаков» существует другая формула: «Спаси (тебя, тя) Христос». По мнению староверов, в «спасибо» («спаси Бог») «Бог» оказывается без последней буквы, как бы «усеченным».

Запрет на «спасибо» существует и в казачьей среде, поскольку немалая часть раскольников бежала на Дон от «слуг антихристовых» – патриарха Никона и его последователей. Иван Хохлов и Дмитрий Власов в очерке «Рогожская старообрядческая казачья станица» пишут:

«Но более всего образов староверов в “Тихом Доне”. Мало кто обращает внимание, что вместо бессмысленного “спасибо” казаки говорят, обращаясь друг к другу со словами благодарности, – “Спаси Христос!”».

И позднее, когда казачество в большинстве примкнуло к официальной Русской православной церкви, неприятие слова «спасибо» все же сохранилось. То же самое можно сказать и о нынешних староверах. Борис М. в путевом очерке «Души нечаянная радость» сообщает:

«Еще припомнилось немаловажное: как матушка Георгия во время трапезы обеденной преподнесла нам и духовную пищу, зачитав из книги “На земле мы только учимся жить” интересные события жизни отца Валентина Бирюкова и о том, что благодарить словом “спасибо” неправильно, потому что оно потеряло свое значение, не проговариваясь полностью, а слова: “Спаси Бог” – уже несут в себе пожелание спасения. Слова “спасибо” раньше не было в русском языке. Были слова Спаси Боже. Эти слова человек говорил в знак благодарности, наравне со словами Храни Господь, Благодарю и проч. Все эти слова означали пожелания истинного добра, заботы о тебе Бога. Теперь же спасибо – это абстрактное выражение признательности».

В газете «Московский комсомолец» от 22 марта 2004 года Екатерина Беляева в очерке о староверах «Пост не прост» пишет:

«Гуслицкие староверы считаются людьми суровыми, с крутым нравом. Именно таких, самых непримиримых, ссылали в здешние места при царе Иване III… Не говорят “спасибо”. Только “спаси Христос” и “благодарю”. Иначе от Бога буква отлетает (спасибо – спаси Бог)».

И таким свидетельствам нет числа. Однако не всегда объяснения запрета однозначны. Даль и Фасмер тоже утверждают, что «спасибо» – сокращенный вариант пожелания «спаси Бог!», выражающего благодарность. Но многие староверы полагают, что этим словом заменяется выражение «спаси бай» и потому всячески избегают его употребления, поскольку якобы бай – название языческого бога. В другом варианте – не бай, а имя идола – Аба. Интересен в этом смысле отрывок из русской народной былички «Обмиравшая»:

«– Вот что еще, касатушка, попомни: коли кто сотворит тебе какое ни на есть добро, то ты не говори ему “спасибо!” – это слово неприятно Господу Богу; а говори завсегда: “спасет тебя Господь Бог!” Иль-бо просто: “благодарствую!” А слова спасибо избегай, касатушка: неприятно оно Господу Богу. А знаешь ли, почему оно неприятно Господу Богу? – спрашивает старушка тетушку. – Где ж тебе знать! – говорит старушка. – Я тебе расскажу. Неприятно оно вот почему: в одной неверной земле люди не признавали истинного Бога и Сына его Иисуса Христа, и Духа Святого, и не поклонялись им, а поклонялись идолу бездушному, из чурбана сделанному. Имя этому идолу было: Аба. И когда омраченные мраком неверия люди поклонялись этому идолу, они взывали к нему: “Спаси нас, Аба!” Или просто: “Спаси, Аба!” Видишь ли теперь, касатушка, – говорит старуха тетушке, – слово спасибо и смахивает на идольское: спаси, Аба. И по этой причине советую тебе, касатушка, – говорит старуха тетушке, – избегай этого слова, а завсегда говори, как я уж тебе сказала: “Спасет тебя Господь Бог!” или “Благодарствую!”.»

[источники]
Источники:
https://www.proza.ru/2015/07/15/767
https://news.rambler.ru/other/37845453-pochemu-rossiyskie-zeki-govoryat-blagodaryu-vmesto-spasibo/
http://masterok.media/91516-pochemu-zeki-ne-govoryat-spasibo.html

Зека — это… Что такое Зека?

Заключённый (ЗК, «ЗеКа», «зек») — человек, лишённый свободы по приговору суда и отбывающий наказание в специальном учреждении — колонии, следственном изоляторе, тюрьме и т. п.

Термин «зек» происходит от обозначения «з/к», использовавшегося в официальных документах в период с конца 1920-х по конец 1950-х годов. Этимологически восходит к сокращению от «Заключённый каналоармеец», впервые появившегося во время строительства Беломорско-Балтийского канала.

Термин «зек» вошёл в русскую литературу после того, как многие писатели и поэты, прошедшие через ГУЛАГ, описали свои наблюдения и ощущения в романах, эссе, заметках, стихах, поэмах. Зеком называют не только того, кто в данный момент находится в заключении, но и того, кто был в заключении; особенно тех, кто понёс наказание незаслуженно. Большинство таких зеков реабилитировано после развала СССР.

K зекам относят также жертв карательной психиатрии.

Происхождение слова «зэк»

Зек / Зэк / Зэ’ка (мн.ч. ’зэки) — название узников тюрем и лагерей в СССР. Происходит от обозначения «з/к», использовавшегося в официальных документах в период с конца 1920-х по конец 1950-х годов. Этимологически восходит к сокращению от «Заключённый красноармеец», впервые появившегося во время опытов Л.Д. Троцкого по созданию Трудармий в после военной стране. Позже, ввиду неполиткорректности расшифровки, признаной позорящей Красную Армию было изменено на «заключенный каналоармеец» во время строительства Беломорско-Балтийского канала по инициативе Анастаса Ивановича Микояна.

Термин вошел в русскую литературу после того, как многие писатели и поэты, прошедшие через ГУЛАГ, описали свои наблюдения и ощущения в романах, эссе, заметках, стихах, поэмах. Зеком называют не только того, кто в данный момент находится в заключении, но и того, кто был в заключении; особенно тех, кто понес наказание незаслуженно. Большинство таких зеков реабилитировано после развала СССР.

K зекам относят также жертв карательной психиатрии.

Коган Л. И. обогатил советский «новояз» придуманным им словом зэк, что расшифровывается как «заключённый каналоармеец». В официальных документах использовалось сокращение з/к, множественное число з/к з/к. В устной речи — термин «зек» применялся ко всем заключенным вообще, так же, как термин «вертухай» применялся не только к войскам, охранявшим заключенных, но к любым представителям репрессивного аппарата[1]. В марте 1932 года во время посещения Беломорстроя, кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(6) Анастасом Ивановичем Микояном, Коган сказал ему о заключённых:

«Товарищ Микоян, как их называть? (…) Вот я придумал слово — „каналоармеец“. Как вы смотрите?
— Что ж, это правильно. Они у вас каналоармейцы, — согласился Микоян» [2].

С тех пор неологизм «зэк» получил всеобщую известность:

Слушай, Волга-река!
Если рядом с зэ-ка
Днём и ночью
на стройке чекисты —
Это значит — рука
рабочих крепка,
Значит, в ОГПУ — коммунисты ![3]

Статистика по заключённым

  • Количество заключённых на 100.000 жителей[1]:

Знаменитые заключённые

Древний мир

Средние века

Эдуард II Плантагенет (король Англии)

Новое время

XX век

  • Авторханов, Абдурахман Геназович, писатель
  • Бродский, Иосиф Александрович, поэт, нобелевский лауреат
  • Буковский, Владимир Константинович, биолог, писатель
  • Вавилов, Николай Иванович, биолог, генетик
  • Горбаневская, Наталья Евгеньевна, поэт, писатель
  • Григоренко, Пётр Григорьевич, генерал, писатель
  • Гумилёв, Лев Николаевич, историк, писатель
  • Даниэль, Юлий Маркович, поэт, писатель
  • Керсновская, Евфросиния Антоновна, художница
  • Ковалёв, Сергей Адамович, писатель, депутат Думы
  • Копелев, Лев Зиновьевич, физик, писатель
  • Мандельштам, Осип Эмильевич, поэт
  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич, драматург
  • Орлов, Юрий Фёдорович, физик, писатель
  • Синявский, Андрей Донатович, поэт, писатель
  • Солженицын, Александр Исаевич, писатель, нобелевский лауреат
  • Солоневич, Иван Лукьянович, врач, писатель
  • Терновский, Леонард Борисович, врач, писатель
  • Тимофеев-Ресовский, Николай Владимирович, биолог, генетик
  • Варлам Шаламов

Есть мнение, что Ленина тоже следует считать зеком, но этот случай спорный, так как он жил под домашним арестом в Горках, то есть не в тюрьме и не в лагере.

XXI век

Литературные герои

Обмен заключёнными

Существует международная практика обмена заключёнными или их передачи другим странам (обычно странам, гражданами которых они являются).

Так, в 1976 г. состоялся обмен между Чили и СССР — генерального секретаря ЦК Компартии Чили Луиса Корвалана обменяли на советского диссидента Владимира Буковского ([3], [4], [5], [6]).

В 1960-е гг. сбитого над СССР пилота американского самолёта-разведчика Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

В 2000-е гг. Катар передал России двух российских граждан, отбывавших пожизненное заключение за убийство Зелимхана Яндарбиева. Тогда же Ливия передала Болгарии группу болгарских медсестёр и палестинского врача, осуждённых на смертную казнь за якобы заражение ВИЧ-инфекцией нескольких сот ливийских детей.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation.
2010.

В чем разница между тюрьмой, колонией и СИЗО? | Право | Общество

В Российской Федерации учреждения уголовно-исполнительной системы подведомственны Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН). К ним относятся колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы. Также нарушители закона могут содержаться в спецучреждениях МВД.

Какими бывают колонии и кого в них отправляют?

Согласно ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в колониях отбывают наказание в виде лишения свободы совершеннолетние осужденные. Эти учреждения подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. Вид исправительной колонии, в которой осужденный должен отбывать наказание, определяет суд.

В колониях-поселениях содержатся заключенные, осужденные за умышленные преступления небольшой и средней тяжести и преступления, совершенные по неосторожности. Также туда могут перевести положительно характеризующихся осужденных из колонии общего или строгого режимов. В колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации. Они могут свободно передвигаться по колонии в часы от подъема до отбоя, а с разрешения администрации учреждения — выезжать за ее пределы. Заключенным разрешают носить гражданскую одежду, они могут иметь при себе деньги и пользоваться ими без ограничения. Проживают осужденные, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях, им могут разрешить жить вместе с семьями как на территории колонии, так вне ее.

В колониях общего режима отбывают наказание впервые осужденные граждане, совершившие тяжкое преступление, а также неосторожные либо умышленные преступления небольшой или средней тяжести, если суд не направит их в колонию-поселение.

В исправительных колониях строгого режима содержатся мужчины, впервые осужденные за совершение особо тяжких преступлений. Также туда помещают мужчин-рецидивистов, ранее отбывавших лишение свободы.

В колониях особого режима отбывают наказание мужчины, у которых произошел особо опасный рецидив преступления, а также приговоренные к пожизненному лишению свободы.

В исправительных колониях общего, строгого и особого режима действует три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В обычных и в облегченных условиях осужденные проживают в общежитиях, в строгих — в запираемых помещениях. Заключенные, которые отбывают пожизненное наказание, содержатся только в камерах, как правило, не более чем по два человека. В зависимости от вида колонии и условий содержания осужденные имеют право на различное количество свиданий с близкими, телефонных звонков, посылок и бандеролей.

Женщины в Российской Федерации могут отбывать наказание в колониях общего режима, а также в колониях-поселениях.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние либо осужденные, оставленные там до достижения ими возраста 19 лет. Также в таких колониях могут действовать изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, в них содержатся заключенные, которым во время отбывания наказания исполнилось 18 лет.

Чем тюрьма отличается от колонии?

В разговорной русской речи слово «тюрьма» часто используется для обозначения любого учреждения, в котором осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы. Однако, согласно Уголовно-исполнительному кодексу (УИК) РФ, тюрьма — это отдельный вид исправительного учреждения.

В тюрьмы помещают тех, кто был осужден к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также за отдельные преступления, такие, как терроризм, захват заложников, организация незаконного вооруженного формирования, угон самолета, поезда или водного судна, захват власти. Также в тюрьмах содержатся осужденные из числа особо опасных рецидивистов и те, кто был переведен из исправительных колоний за злостное нарушение порядка отбывания наказания.

Заключенные содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах, а в особых случаях — в одиночных камерах. Как правило, тюрьма представляет собой отдельное здание или комплекс зданий, в то время как колония занимает большую территорию, на которой находятся производственные помещения и жилая зона, на территории колонии могут быть магазин, клуб, библиотека, школа и даже футбольное поле.

Что такое СИЗО и кто в нем содержится?

Следственные изоляторы (СИЗО), в первую очередь, используются для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Т.е. в СИЗО помещают тех, кто находится под следствием и ожидает суда либо находится под судом.

Следственные изоляторы в некоторых случаях также выполняют функции исправительных учреждений. В них содержатся осужденные, оставленные там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, и осужденные, которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания после того, как приговор суда вступил в законную силу. Также в СИЗО поступают осужденные во время их перемещения из одного места отбывания наказания в другое.

Что такое изолятор временного содержания?

Местом для предварительного заключения также служит изолятор временного содержания (ИВС), ранее он назывался камерой предварительного заключения (КПЗ). ИВС не входят в структуру ФСИН, а относятся к спецучреждениям МВД РФ. Они находятся при территориальных органах внутренних дел или органах пограничной охраны. ИВС используются для временного содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления. Если суд впоследствии примет решение об избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу, подозреваемых переведут в СИЗО.

Что такое спецприемник?

Еще одним пенитенциарным, т.е. исправительным учреждением РФ, входящим в структуру МВД РФ, является спецприемник. В нем содержатся лица, приговоренные к административному аресту. Согласно ст. 3.9. КоАП РФ, этот вид наказания назначается за наиболее тяжкие проступки (злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника полиции, мелкое хулиганство и др.), если иных мер наказания, например штрафа, недостаточно. В России минимальный срок административного ареста составляет 12 часов, а максимальный — 30 суток.

Смотрите также:

Правда об отношении заключенных к «заочницам»

Василий Винный, специально для Sputnik.

В ситуации, когда женское общество ограничивается лишь продавщицей в магазине, медсестрой и цензоршей, пытаешься использовать любую возможность пообщаться с противоположенным полом.

О, женщины!

Когда в нашей зоне шел глобальный ремонт столовой, малярными работами там занимались довольно страшные тетки, пара из которых были молоды. Так вот, у этих двух отбоя не было от мужиков, желавших хотя бы позаигрывать с ними. Точно так же зеки заигрывали в одном из белорусских СИЗО с девушками-охранниками, строили им глазки, отвешивали комплименты.

В зоне «голодные до женщин» заключенные, кем бы они ни были на свободе, становятся джентльменами. Как они в большинстве случаев отзываются о девушках между собой — писать не буду, потому что это довольно неприлично и неприятно.

Нехватка женского тепла, двуличность с женщинами и цинизм — главные факторы, определяющие отношение к «заочницам».

«Заохи», «заочницы» — девушки или женщины, познакомившиеся с зеком в интернете, по телефону или по переписке. Отношения, которые при этом начинаются, можно назвать заочными.

Немного любви в маленькой «хате»

Первый раз отношение зека к «заочнице» я увидел еще в СИЗО. В нашей «хате» (так называют камеру в следственном изоляторе) сидел мужик лет сорока пяти. Это был уже далеко не первый его срок. Мужик (назовем его Саша) давно выучил все тюремные уроки, и его ничего не могло удивить или заинтересовать — он все знал. Саша был мразью. Хотя и у него бывали проблески совести, но в основном все его поведение было замешано на трудно скрываемых эгоизме и жадности.

Саша, как опытный арестант, завел себе «заочницу» еще в СИЗО. Женщина была страшная до одури, и Саша это понимал. Когда он получал от нее очередную фотографию, то громко смеялся, говорил: «Мамочка родная!», показывал фото нам, потом рвал его и выкидывал. После этого он садился писать ответ о своей беспощадной любви к этой «заочнице».

По Сашиным рассказам, у него были молодая жена и дети (не знаю, говорил ли он правду; зекам, особенно тем, у которых уже несколько отсиженных сроков, верить нежелательно). Правда, получал он письма только от «заочницы», но вполне вероятно, что, пройдя суровую лагерную жизнь, Саша знал: чем меньше личного ты берешь в тюрьму, тем спокойнее сидишь.

На мое предположение, что такое отношение к «заочнице» несколько не комильфо, он ответил, что после отсидки, возможно, заедет к ней и отблагодарит.

А сказать «спасибо» было за что: кроме наполненных флюидами писем и хорошего настроения, «заоха» пересылала Саше деньги на «отоварку» (тюремный магазин). Это был несомненный плюс отношений, который Саша очень ценил…

«Строгачи-романтики»

Естественно, после зоны у меня осталось много знакомых, некоторые из которых очень даже приличные люди. Готовясь к этому материалу, чтобы избежать однобокого суждения, я расспросил их об отношении зеков к «заочницам».

Один из моих близких товарищей, очень талантливый художник, за свою неуемную энергию успел дважды побывать в зоне, получив относительно небольшие сроки. Второй раз он сидел на строгом режиме (там «мотают срок» люди, попавшие за решетку не впервой).

Я позвонил Художнику, чтобы выяснить его мнение о заочницах.

— О! На строгом режиме это вообще сплошные грязь и мрак! — сказал он мне. — Зеку от «заочницы» нужны три вещи: во-первых, ее полностью обнаженное фото — это хорошо; во-вторых, чтобы она присылала деньги, — это еще лучше, и, в-третьих, что было бы совсем великолепно, — чтобы «заочница» расписалась с зеком и периодически возила ему на свидания передачи и себя.

— Понимаешь, — продолжал Художник, — на строгом режиме, в отличие от той колонии, где мы с тобой сидели, практически у всех были мобильники. Зеки регистрировались на всех сайтах знакомств и в соцсетях и искали там себе девушек. На общем режиме круг поиска был ограничен несколькими газетами знакомств, половина объявлений в которых заканчивалась фразой: «из МЛС не беспокоить». В Интернете же возможности для заключенных были гораздо шире.

Как только после отбоя выключали свет, зеки доставали телефоны и по полночи разговаривали со своими подругами. Они переживали, что их девушки куда-то пошли на ночь, давали советы, просто страдали. В общем, чувства у них были искренние и неподдельные. В этом плане зеки умеют сами себе врать. Некоторые «гнали» (переживали, на тюремном сленге) очень сильно и всерьез. При этом они могли спокойно показывать друг другу переписку с «заочницами» и их обнаженные фото. Поначалу ночные бдения меня сильно раздражали, мало того что они мешали спать, становилось тошно от осознания всей этой лжи. Но потом я попривык, и эта ситуация начала меня веселить.

Один полуграмотный зек, уже несколько раз отсидевший, попросил написать письмо от его имени какой-то тетке. Ну, я и «наваял», что он врач, получивший срок за то, что совершил врачебную ошибку. Что у него с этой женщиной было дальше, не знаю. Но, думаю, все в порядке. Зеки могли понарассказывать такого, что женщины потом подолгу млели, а некоторые даже выходили за них замуж.

Ничего хорошего

— Ни одна подобная история ничем хорошим не закончилась, — весело говорит Художник. — У меня на «строгом» был знакомый, который сидел с завидным постоянством. Во время очередного срока он женился на «заочнице» и сделал ей ребенка. Освободился. И, естественно, у них ничего не получилось, они довольно быстро разругались и развелись. Снова сел. Опять познакомился по интернету с какой-то «заочницей», раза в полтора младше него. Женился. Освободился и развелся.

Этот мужик в зоне был типа сводни: помогал зекам регистрироваться на сайтах знакомств, поскольку все их знал досконально, не очень опытным рассказывал, чем привлечь девушек, — в общем, был очень нужным специалистом. Но этот хотя бы был безопасен.

А вот в соседнем отряде был мужик, получивший очередной срок за то, что после освобождения пытался прибить свою «заочницу», с которой познакомился во время прошлой отсидки.

Кого я не понимаю, так это женщин: ну вот на что ты надеешься и куда лезешь — видишь же, что зек! Тем более расписываться — в зоне, даже не пожив с человеком! Или они это делают от безысходности?.. — Художник задумчиво засопел в трубку, было слышно, что он действительно не понимает женщин. Заключенных понять легко, у них, кроме тоски по противоположному полу, была куча свободного времени, которое нужно как-то проводить.

— Из всех, кого я знал, — продолжил Художник, —  только у одного, кстати, очень толкового парня, получилось расписаться в зоне и сохранить нормальный брак после освобождения. Но здесь, возможно, сыграли роль два фактора: во-первых, он сам по себе был хорошим человеком, а во-вторых, они с будущей женой встречались еще до его посадки…

Поделись «заочницей» своей

Слушая истории Художника, я вспомнил, как еще в СИЗО видел образец первого письма к «заочнице», которое следовало написать, чтобы познакомиться с девушкой. Многие молодые первоходы (те, кто попал в МЛС впервые) перерисовывали (переписыванием я бы это не назвал) его себе в тетради. На мой взгляд, письмо было слабенькое, но людям, которые иногда не могли связать толком двух слов, оно прекрасно подходило. И, что немаловажно, написано было практически без ошибок.

В начале письма говорилось об общем товарище, который дал заключенному координаты для переписки. В зоне есть добрая традиция — просить друг у друга адрес какой-нибудь «заохи». И многие делятся данными знакомых девушек. В основном дают контакты тех, кого «не жалко» или кому хотят насолить. Бывало, что какой-нибудь девчонке писали сразу несколько зеков. А были случаи, когда такие девушки ухитрялись всем отвечать.

«Заочницами» периодически «делились». Видимо, это было связано с тем, что к общению с ними, как и к ним самим, всерьез не относились. А как можно всерьез относиться к чему-то абстрактному, чего никогда не «щупал» и вряд ли когда-нибудь «пощупаешь»? Конечно, не все зеки так поступали, но многие.

— А ты видел хотя бы одного зека, который бы серьезно относился к «заочнице»?— спросил я второго своего товарища, отсидевшего одиннадцать лет в разных зонах.

— Нет, — твердо ответил он. А потом задумчиво добавил: — Хотя, если счастье настоящее, то им стараются не делиться, поэтому, возможно, кто-то серьезно и относился, и у него даже что-то получилось, но он просто об этом не рассказывал…

Могут ли заключенные голосовать? Разъяснение прав и правил осужденных

Должны ли они тоже получить право? (Изображение: Getty / Shutterstock)

Бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон однажды сказал, что от одной мысли об этом он почувствовал себя «физически больным».

Нет, он не говорил об террористических актах или убийствах. Он имел в виду предоставление британским заключенным права голоса на выборах в Великобритании.

Так в чем же проблемы?

thumbnail for post ID 6628526 Запрет на курение в тюрьмах Великобритании может привести к месяцам или даже годам беспорядков.

В настоящее время в английских и валлийских тюрьмах содержится чуть более 85 000 взрослых.Из них примерно 12 000 или около того являются иностранными гражданами, которые в любом случае не будут иметь права голосовать на парламентских выборах в Великобритании.

Таким образом, остается около 73 000 заключенных, которые могли бы проголосовать сегодня, если предположить, что они не были за решеткой.

Что изменило бы предоставление им права голоса?

Согласно действующему закону — Закону о народном представительстве (1983 г.) — осужденным не разрешается голосовать на любых выборах.

Однако неосужденные заключенные, содержащиеся под стражей, наряду с гражданскими заключенными (заключенные в тюрьму за такие правонарушения, как неуважение к суду) все еще имеют право голосовать по почте, хотя на самом деле это делают очень немногие.

(Изображение: Getty)

Это примерно 10 000–12 000 взрослых заключенных в любое время.

Основная проблема, похоже, заключается в том, что даже если заключенные зарегистрированы по домашнему адресу для голосования (а многие этого не делают), логистика подачи заявки на голосование по почте почти полностью проигрывает, кроме самых восторженных.

В целом тюремные власти обычно обращаются со всеми заключенными одинаково, независимо от того, осуждены они или нет, поэтому просьба к начальнику о помощи в регистрации или голосовании по почте, вероятно, не поможет большинству заключенных.

Однако самым спорным вопросом всегда будет вопрос о том, должны ли осужденные и впредь иметь право голоса. Это предположение заставило Дэвида Кэмерона почувствовать себя плохо.

Традиционно осужденные заключенные в Великобритании страдали так называемой «гражданской смертью» — они теряли широкий спектр юридических и гражданских прав, которыми пользовались R

.

Компенсация неправомерно осужденным — Проект невиновности

Наказание продолжается после лишения свободы…

Те, кто был неправомерно осужден посредством анализа ДНК после вынесения приговора, проводят в среднем более 14 лет за решеткой. Муки тюремной жизни и полная потеря свободы только усугубляются ощущениями того, что могло бы быть, если бы не ошибочный приговор. Лишенный на долгие годы семьи и друзей, а также способности к профессиональному развитию, кошмар не прекращается после освобождения.Без денег, жилья, транспорта, медицинских услуг или страховки, а также судимости, которая редко снимается, несмотря на невиновность, наказание сохраняется еще долго после того, как невиновность была доказана. Государства несут ответственность за восстановление жизни незаконно осужденных в меру своих возможностей.

Почему государство должно выплачивать компенсацию неправомерно осужденным?

Несмотря на их доказанную невиновность, для неправомерно осужденных трудно вернуться в общество; невыплата им компенсации добавляет оскорбления к травме.Общество обязано незамедлительно оказать милосердную помощь неправомерно осужденным следующими способами:

Денежная компенсация на основе установленной минимальной суммы за каждый год обслуживания

Оказание немедленных услуг, в том числе:

— Финансовая поддержка предметов первой необходимости, включая средства к существованию, продукты питания, транспорт;

— Помощь в обеспечении доступным жильем;

— Оказание медицинской / стоматологической помощи, а также психологических и / или консультационных услуг;

— Помощь в обучении и развитии навыков рабочей силы; и

— Юридические услуги для получения государственных пособий, снятия судимости и восстановления опеки над детьми.

Официальное подтверждение неправосудного приговора

«Признавая, что ни одна система не идеальна, публичное признание правительством вреда, нанесенного неправомерно осужденному, помогает ускорить процесс его выздоровления, одновременно уверяя общественность в том, что правительство — независимо от вины — готово взять на себя ответственность за свои ошибки. или ошибки ».

Есть ли во всех штатах законы о компенсации?

Федеральное правительство, округ Колумбия и 35 штатов имеют законы о компенсации в той или иной форме.Следующие 15 штатов этого не делают: Аляска, Аризона, Арканзас, Делавэр, Джорджия, Айдахо, Кентукки, Нью-Мексико, Северная Дакота, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Южная Каролина, Южная Дакота и Вайоминг.

Каковы общие недостатки действующего законодательства?

Недостаточная денежная компенсация и социальные услуги

Отказ в введении единого установленного законом доступа к компенсации за неправомерный приговор. Некоторые штаты предпочитают компенсировать неправомерно осужденным только «частными счетами компенсации».Этот подход: политизирует компенсацию в зависимости от вовлеченных лиц и политиков; требует освобожденных для проведения дорогостоящих и требовательных политических кампаний; и угрожает отказать в соответствующей или любой компенсации тем, кто ее действительно заслуживает.

Запрещение выплаты компенсации тем, кто, как считается, «способствовал» их неправомерному осуждению. Это положение может отказать в правосудии тем, кого принуждали, прямо или косвенно, признать или признать себя виновными в преступлениях, которых было доказано, что они не совершали.

Отказ в дополнительном средстве правовой защиты, которого заслуживают те, кто может доказать, что их неправомерные убеждения явились результатом явных и умышленных нарушений гражданских прав, а не простой ошибки.

Предотвращение выплаты компенсации лицам, не имеющим отношения к уголовной ответственности.

Что можно сделать для обеспечения справедливой компенсации в каждом штате?

Гарантируя компенсацию неправомерно осужденным, государство может сделать важный шаг к обеспечению целостности своей системы уголовного правосудия.

• Государства, в которых нет законов о компенсации, должны их принять, а государства, в которых есть законы о компенсации, должны пересмотреть их, чтобы гарантировать, что они делают компенсацию в равной степени достижимой и адекватной для неправомерно осужденных.

• Устав должен включать либо фиксированную сумму, либо размер возмещения за каждый год, проведенный в тюрьме. Президент Джордж Буш одобрил рекомендованную Конгрессом сумму в размере до 50 000 долларов в год с дополнительными 50 000 долларов в год, проводимыми в камерах смертников.С поправкой на инфляцию эта сумма составляет 63 тысячи долларов.

• В Техасе действует еще более надежная система компенсации, которая компенсирует неправомерно осужденным 80 000 долларов в год и установленный аннуитет в той же сумме.

• Устав должен включать немедленное предоставление средств к существованию и доступ к услугам, критически важным для успешного возвращения в общество, включая жилье, питание, психологическое консультирование, медицинское и стоматологическое обслуживание, профессиональную подготовку, образование и другую соответствующую помощь, необходимую для содействия развитию общества. успешное восстановление жизни незаконно осужденных.

• Устав не должен содержать положений, отмеченных в разделе «Общие недостатки существующего законодательства» выше.

Пример: компенсация во Флориде

В 2004 году Флоридиан Уилтон Дедж был реабилитирован после того, как был вынужден провести 22 года в тюрьме за изнасилование и кражу со взломом, которых он не совершал. Однако после освобождения из незаконного тюремного заключения г-н Дедж не имел абсолютно ничего от государства. Иск г-на Деджа против государства был отклонен судом первой инстанции.Его единственной альтернативой судам было обращение к законодательному органу за счетом частной компенсации.

Несмотря на общественный протест по поводу перенесенной несправедливости, законодательный орган сначала отказался принять «частный закон», необходимый для компенсации ему. (Флорида в конечном итоге приняла частный законопроект для мистера Деджа, а в 2008 году приняла универсальный закон, устраняющий необходимость в чрезвычайной защите, которая была необходима для мистера Деджа.) Необходимость убедить законодательный орган в необходимости компенсации делает его политический вопрос, и успешное предъявление иска в суде представляет новый набор юридических и финансовых препятствий для незаконно осужденных — когда компенсация должна быть простым вопросом правосудия.

Нет никаких сомнений в том, что когда невиновного человека лишают жизни только для того, чтобы пережить ужас тюрьмы, правосудие требует, чтобы этому человеку была выплачена компенсация за причиненный вред. Государства должны адекватно и оперативно обеспечивать правосудие и восстановление несправедливо осужденных с помощью стандартной, управляемой и справедливой процедуры.

.

Неизвестных жизней британских осужденных, проданных в Америку

Многие знают, что Австралия когда-то была колонией осужденных из Великобритании. Но слышали ли вы об осужденном прошлом Америки?

Один австралийский ученый (и член Ancestry) решил рассказать свою историю.

Captain John Smith

Поселенцы в Джеймстауне

Когда мы думаем о первых поселенцах Америки, часто вспоминается высадка Мэйфлауэр в 1620 году. Но колонизация Северной Америки началась еще до паломников, с основания Джеймстауна в 1607 году.

По словам Роберта Рейлтона, австралийского ученого и члена Ancestry, успех колонии зависел от «труда британских каторжников, бродяг и беспризорников, сметенных с улиц британских городов».

Какова была их жизнь?

Illustration of HMS Discovery. HMS Discovery, тюремный корабль, очень похожий на те, на которых перевозили осужденных. Подробное исследование

Рейлтона показывает, что многие британские заключенные добирались до места назначения на неудобных грузовых судах, кишащих крысами. Преступления, влекущие за собой изгнание, были преступлениями против общества, такими как воровство и обман.Самым распространенным преступлением, совершаемым британскими каторжниками, отправленными в Америку, было воровство.

Соотношение полов мужчин и женщин составляло 2: 1. Возрасты сильно различались; одной девочке было девять лет, а четырем мальчикам — 10 лет. Напротив, 19 мужчин и 11 женщин были в возрасте от девяноста лет. Приговоры осужденных варьировались от семи или 14 лет до пожизненного заключения.

Иногда переоборудованные из судов работорговли, более 100 транспортных судов перевозили до 300 заключенных в ужасных условиях.

Осужденных, выживших в ужасном переходе, очистили.Затем их рекламировали в газетах и ​​продавали: мужчины стоили до 20 фунтов стерлингов, а женщины — до 9 фунтов. Торговля человеческими грузами принесла огромные убытки тем, кто был вовлечен по обе стороны Атлантики.

Illustration of tobacco plantation. Выращивание табака в Джеймстауне, 1615.

Торгуемые женщины обычно работали в домах «хозяев» табачных плантаций, — говорит Рейлтон. Их коллеги-мужчины в основном работали на плантациях или выполняли другой ручной труд.

По мнению Рейлтона, жизнеспособные колонии, которые заключенные помогли основать в районе Чесапика, позволили продолжить колониальную экспансию, которая была бы невозможна без их труда:

«Несмотря на все лишения, которые терпят осужденные, транспорт дал им второй шанс на честную, полезную жизнь и даже на процветание в новой среде.Каким бы жестким это ни было для них, альтернатива была еще хуже! »

Австралийцы и американцы больше похожи, чем они думают

От 50 000 до 120 000 британских заключенных были доставлены в Америку, и этот факт вызывает у многих американцев «недоверие», — говорит Рейлтон. Часто это происходит потому, что осужденных вежливо называли «слугами».

Кроме того, нехватка отдельных наборов рекордов для осужденных снижает вероятность того, что американцы знают о своих британских предках-осужденных.

Рейлтон выступает за то, чтобы американцы открывали свое сходство с австралийцами: «Я также считаю, что людям важно понимать, что австралийцы не уникальны в том, что имеют предков-осужденных».

Осужденный записывает богатый ресурс

Register of prisoners document. Реестр заключенных, содержащихся в Бут-Холле в Глостершире, Англия. Могли ли они быть отправлены в Америку, как те, что в Джеймстауне?

Вам не обязательно быть потомком Mayflower, чтобы иметь увлекательное колониальное прошлое.

Наборы записей

Ancestry, такие как США и Канада, Список пассажиров и иммиграционных списков, 1500-1900-е гг., Все, Глостершир, Англия, Prison Records, 1728-1914 гг., И Филадельфия, Пенсильвания, «Беглые слуги, осужденные и ученики, 1728-1796 гг. В нескольких местах в базе данных Ancestry, содержащей более 10 миллиардов записей семейной истории, вы можете найти эти связи.

Могли ли ваши предки быть одними из многих, посланных из Великобритании в качестве заключенных, чтобы начать все заново на берегах Атлантики? Узнайте с Ancestry сегодня.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *