Либеральный стиль воспитания: Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы

Содержание

Либеральный стиль воспитания детей: плюсы и минусы

Всем привет! Либеральный стиль воспитания обычно выбирают бабушки и дедушки по отношению к своим внукам, несмотря на то, что детей растили, к примеру, в авторитарных условиях.

Либо же семьи, в которых рождение малыша оказалось чрезмерно желанным, долгожданным в связи с поздними родами, различными осложнениями при зачатии, вынашивании и прочее. И сегодня мы с вами рассмотрим более подробно, в чём он заключается. А также, почему является не особо полезным для психики ребёнка.

Либеральный стиль воспитания: характеристика

  • Свобода. Взрослые придерживаются лозунга: «Свобода наше всё». Поэтому совершенно никакого участия не принимают в воспитании своего чада. У него нет никаких ограничений. Что хочет, то и делает. Главное – чтобы был счастлив. Только вот такая абсолютная свобода больше напоминает вседозволенность, которая приводит к анархии.
  • Равноправие. Никакого давления и проявления власти, каждый член семьи находится в одинаковых условиях. Все друг другу равны.
  • Отсутствие контроля. Малыш получает тот опыт, который ему необходим. Поэтому, если желает чему-то научиться – должен сам прийти к этому решению и придумать, каким образом он может получить знания и навыки. То есть, нет контроля его действий. Куда-то полез – значит, ему надо удовлетворить любопытство и никто этому процессу препятствовать не будет. Поэтому этот стиль воспитания ещё называют попустительский.
  • Отсутствие поддержки. Возникли сложности и проблемы? Решай сам, получай опыт. Никто не будет суетиться, исправлять чужие ошибки.
  • Принятие. Взрослые не возлагают на своё чадо каких-либо надежд. Они его принимают таким, какой он есть. Хочешь быть уборщиком, а не как папа, руководителем предприятия? Что ж, пожалуйста, твоё право, раз уж видишь в этой профессии своё призвание.
  • Доверие. Можно обсуждать любые темы, не боясь, что поругают или откажут в получении информации по какому-либо вопросу. Опять-таки, благодаря принятию, он может показаться несовершенным, с кучей недостатков, но при этом всё равно останется любимым сыном или дочкой. Не испытывая отвержения, обесценивания, что и вызывает массу доверия.

Девочка идёт и тянет за собой машинкуДевочка идёт и тянет за собой машинку

Плюсы

  • Маленький человечек не ощущает давление со стороны, ему не навязывают какие-то определённые модели поведения. Поэтому в основном он испытывает интерес к познанию нового, а также радость от свободы.
  • У него есть право голоса, он знает, что значим в этой семье и будет услышан, несмотря на то, что не разбирается в каком-то вопросе.
  • Испытывает близость и доверие к родителям. Благодаря этому на низкую самооценку и одиночество не жалуется.
  • В основном коммуникабелен и находится в центре внимания, так как ведёт себя достаточно раскованно, без стеснения.
  • Свобода и отсутствие требований позволяет прислушаться к собственным желаниям и обнаружить то занятие, которое удаётся и приносит удовольствие, удовлетворение. Так что в либеральных семьях нередко «взращивают» талантливых, творческих, а порой и гениальных личностей.
  • Достаточно часто такие дети амбициозны и стремятся если не захватить, то хотя бы покорить этот мир.
  • Умеют принимать других людей с их недостатками.
  • Открыты к общению и познанию чего-то нового.

Минусы

Инфантильность

Человек, который привык делать только то, что пожелает, на самом деле является достаточно инфантильным. Такое поведение свойственно только детям, вернее, прощается. Чем старше становится малыш, тем выше должны быть требования к нему. Иначе потом он просто не сможет самостоятельно о себе заботиться, нести ответственность уже за своих детей и прочее.

Инфантилам необходимо, чтобы кто-то обеспечивал хоть часть их потребностей, пока они будут заниматься тем, что приносит им удовольствие. То есть, ожидать, что человек из либеральной семьи будет выполнять обязанности, особенно те, что не нравятся и вызывают скуку – совершенно бессмысленно.

Истеричность

Отсутствие границ «расшатывает» психику. Малыш просто не знает, на что опираться и от чего отталкиваться. Когда есть правила – тревоги меньше, потому что понятно, как быть или не быть. А когда никто не включается в процесс воспитания, не создаёт разумные границы, которые хотя бы позволят сохранить безопасность – возникает хаос.

То есть, сталкиваясь в социуме с каким-то ограничением со стороны посторонних людей – они впадают в истерику. Чувства буквально зашкаливают.

Потому что малыш привык делать, что захочется, следуя за своими желаниями, а тут какой-то человек не разрешает, например, обсыпать себя песком. Ещё и ругает. Как реагировать – не понятно. Поднимается масса злости, с которой неизвестно, как справляться.

Девочки делают селфиДевочки делают селфи

Безответственность

Общество не терпит тех, кто не умеет соблюдать правила и выдерживать границы. Например, каким бы гениальным ни был человек, с ним вряд ли будут сотрудничать, если он позволит себе пропускать работу. Только лишь потому, что вот захотелось сегодня поваляться в кровати, а завтра тоже не хочется напрягаться.

Условия в окружающем мире совсем не такие, как в семье. Мало кто способен любить другого только потому, что он есть такой хороший. Безусловную любовь можно получить только от родителей.

Так что, наиболее гармоничным для развития является демократический стиль. Благодаря которому личность научается самоконтролю.

Безучастность

Такое дитя не знает, что значит испытывать сочувствие, сопереживать кому-то и волноваться. По отношению к нему родные были безучастны, соответственно и он не будет проявлять активности в желании помочь. Да и с чего, если ранее его об этом не просили? Значит, вполне справлялись самостоятельно.

Он делает только то, что хочет. И его совсем не беспокоят чужие беды.

Аддикции

Может возникнуть зависимость к алкоголю, наркотическим веществам, компьютерным, азартным играм и прочее. В силу того, что нет ощущения внутренней стабильности, а потребность в ней есть, выбирается такой разрушительный способ обеспечить себе безопасность.

Имеется в виду, когда человек стабильно, к примеру, употребляет алкоголь, то бутылка для него символизирует постоянство. Тогда становится спокойнее, не так тревожно в этом непонятном и изменчивом мире. Она всегда есть, а если её нет – то не так в принципе и сложно раздобыть, чтобы снова стало хорошо.

А ещё аддикции могут возникнуть в случае, если подросток попал под влияние беспризорных, либо таких же детей, лишённых родительского контроля.

Хамство

Его не учили проявлять воспитанность, не объясняли, чем чревато то или иное поведение. Соответственно, если кто-то не понравился – он может нахамить. О чувствах других он не заботится, контролировать себя не умеет. Так что, не удивительно, что в момент злости он будет «сыпать» оскорбления.

Да и вообще, он попросту не знает, что так делать не стоит, иначе возникнет конфликт, который не всегда можно разрешить мирным путём. Тогда возникает ещё больше злости на фоне собственного бессилия и растерянности. Ведь мир даёт сдачу, а так не должно быть.

Мальчик не может подружиться с одноклассникамиМальчик не может подружиться с одноклассниками

Разочарование

Несмотря на открытость и общительность, нередко проживают боль из-за отвержения сверстниками и вообще, окружающими людьми. Дело в том, что привыкая получать всё, что захочется, такие дети приходят к мысли, что другие просто обязаны их любить просто так.

Поэтому совершив даже незначительный поступок, ожидают хорошего поощрения и какого-то особенного отношения. И ясное дело, такого не происходит, отчего возникает масса разочарования, которое даже способно, как говорится, «разбить сердце». Ведь внешний мир не столь ласков, как родители, а как с этим обходиться – не известно.

Неумение строить здоровые и гармоничные отношения

Он просто не способен привязываться. Если с родителями близость удавалось получать, то с другими людьми не всё так просто. Необходимо ведь и давать что-то взамен. А учитывая инфантильность и безответственность, предложить ему особо нечего, кроме такого же абсолютного принятия и уникальности своей личности.

Требование социума хоть немного соответствовать ожиданиям и соблюдать правила вызывают желание уединиться, ограничив контакты с кем-либо.

Рекомендация

Если вы серьезно относитесь к развитию своего ребенка, то попробуйте воспользоваться современными онлайн сервисами, к примеру айкью клуб. Этот сервис позволяет развивать такие способности ребенка как: мышление, внимание, память, чтение и многое другое.

Завершение

А напоследок хочу рекомендовать статью, в которой указаны плюсы и минусы авторитетного стиля воспитания. В педагогике важен комплексный подход.

Потому что существуют ситуации, когда нужно ослабить контроль, а когда наоборот, усилить. С одними детьми следует общаться максимально мягко и спокойно, другим же следует выставлять жесткие требования, чтобы они услышали.

Поэтому крайне важно не просто различать стили, но и знать, в чём состоят их преимущества, а также ограничения.

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Либеральный стиль воспитания: плюсы и минусы — Статьи — Семья

Фотобанк Лори

Психологи не одно десятилетие изучают типичные модели взаимодействия взрослого с ребенком? и давно уже дали им названия. Вариантов этих названий несколько и классифицируют их по-разному, но наиболее часто выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили воспитания. Каждый из них заслуживает особого внимания, ну а мы сегодня поговорим о либеральном стиле, который выбирают свободные от стереотипов родители, стремящиеся воспитать такую же свободную личность.

Конечно, не все родители ставят перед собой такую цель, многие выбирают либеральный стиль общения с детьми неосознанно. Бывает и так, что под одной крышей уживаются, к примеру, авторитарная мама и либерально настроенный папа, и они периодически обмениваются педагогическим опытом. И все-таки существуют определенные признаки, по которым можно определить, какое именно воспитательное направление преобладает в конкретной семье.

Признаки того, что в семье царят свободные нравы:

• в семье отсутствует иерархия, но это никого не огорчает;
• в семье «хромает» дисциплина, и это всех устраивает;
• в семье не существует свода правил и системы запретов;
• ребенок практически ни в чем не знает отказа;
• ребенок обладает свободой слова: нет вещей, о которых бы он не мог говорить с родителями;
• ребенок и родители фактически общаются на равных;
• ребенок имеет право голоса: независимо от возраста, он участвует в обсуждении общесемейных вопросов;
• ребенок имеет право выбора: он не хочет кашу на завтрак – ему предложат бутерброд, ему не нравится спортивная секция – ему подыщут другую, в той другой обнаружится слишком строгий тренер – что ж, не всем же быть спортсменами;
• родители всячески поощряют раскованное поведение ребенка;
• родители ценят свободу личности ребенка превыше всего;
• родители стопроцентно доверяют ребенку;
• родители верят в то, что интеллектуальное и творческое развитие ребенка позволит ему самому научиться отличать добро от зла, а затем и найти свою дорогу в жизни.

Что в этом хорошего?

Жесткие правила, четкие границы, дружелюбность и поощрение за достижения. Самое сложное: оставаться последовательной и самой придерживаться установленных правил.

Дети из таких семей, как правило, чувствуют себя вполне довольными жизнью, в которой действительно много свободы, много развлечений и мало наказаний. На зависть всем друзьям-приятелям у них самые «клевые предки», которых нет нужды бояться и обманывать, с которыми можно говорить обо всем. Этих детей уважают ровесники за «взрослую» самостоятельность и внешнюю уверенность в себе, за широкий кругозор и богатый словарный запас (накопленный благодаря равноправному общению с взрослыми). Они коммуникабельны, обычно не страдают от излишней стеснительности и не испытывают комплексов неполноценности. Нередко это творческие личности, способные креативно мыслить, разрушать стереотипы, создавать что-то новое. Они достаточно амбициозны и имеют некоторые задатки лидеров. В общем, у детей, воспитываемых в либеральном духе, есть все для того, чтобы быть счастливыми. Во всяком случае, на первый взгляд.

Что в этом плохого?

Слово «либеральный» происходит от латинского «liberalis» (свободный, свойственный свободному человеку). Но в русском языке у либерального стиля воспитания есть и другие имена. Его также называют попустительским или потворствующим, и в этих терминах неслучайно ощущается негативный смысл.

Дело в том, что разумные ограничения и твердые запреты ребенку жизненно необходимы в любом возрасте. Для него это ориентиры, без которых крайне трудно выбраться на верную дорогу. Отсутствие системы внятных запретов и ограничений не является залогом воспитания «свободной» личности, как раз наоборот. На практике, вместо самодостаточных людей с выраженной индивидуальностью из либеральных семей нередко выходят заложники собственных желаний и эмоций, так и не научившиеся сами себя ограничивать. Часто это дети, а потом и взрослые, склонные к истерикам, агрессивным выходкам и депрессивным состояниям, составляющие основную часть клиентской базы любого психолога.

Нас с братом растили скорее в авторитарном духе, а потому семьи знакомых, в которых царил культ свободы, производили на меня сильнейшее впечатление. В одной из таких семей параллельно с нами росли два мальчика. Их родители всегда были очень интеллигентными и образованными людьми, к тому же очень уважающими свободу личности. Например, они считали насилием над личностью необходимость рано вставать и привыкать к режиму, а потому в школу детей отдали лет с 10-11, когда те были «готовы». Кстати, в интеллектуальном плане парни действительно были готовы к учебе и по знаниям опережали многих сверстников, но в школах (а они их сменили несколько) им было трудно найти общий язык и с учителями, и с одноклассниками. Родители на них никогда не давили, никогда им ничего не запрещали, воспитывали исключительно выразительными взглядами и высококультурными беседами. Прошло время, братьям уже по тридцать с «хвостиком». За их плечами по паре-тройке неоконченных ВУЗов, по десятку неудачных романов, а живут они по-прежнему с родителями, которые помогают им материально, и с которыми они по-прежнему в теплых отношениях, с тремя собаками и говорящим попугаем. Такая вот история, в которой, конечно же, не исключен счастливый конец. Чего я им и желаю.

История из жизни

Как быть?

1. Не давать любви к ребенку заглушать голос разума. Не позволять ребенку манипулировать вами

Если от переизбытка чувств к ребенку вы не в силах собрать волю в кулак и, образно говоря, стукнуть им по столу, значит кое-что уже упущено. Вам необходимо осознать, что для формирования личности ребенка запреты и ограничения не менее важны, чем полноценное питание для его здоровья. Хорошо бы сформулировать четкую систему правил, для начала совсем несложную, и стараться следовать ей всей семьей.

2. Не позволять себе становиться равнодушным

Бывает, что либерализм процветает в семьях, в которых родители много работают, сильно устают или по каким-то причинам становятся равнодушными к тому, чем живут их дети. «Сыт, одет, обут, и ладно», – можно услышать иной раз от таких мам и пап. Но безжалостная статистика показывает, что между индифферентно-либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также прочими нехорошими вещами существует прямая взаимосвязь. Об этом забывать нельзя.

3. Не поддаваться модным веяниям в том, что касается воспитания детей

Если либеральный стиль воспитания вы сознательно выбрали после прочтения захватывающей «психологической» книжки о его преимуществах, знайте, что ни одно издание не способно дать педагогического рецепта, одинаково подходящего для каждой семьи. Не стоит забывать и о том, что в каждой стране существуют свои культурные нормы. Единственный способ вырастить человека, способного вести себя адекватно в любой точке земного шара и в любой ситуации, это воспитать у него способность к самоконтролю.

«Свободен лишь тот, кто владеет собой», – сказал немецкий поэт и философ Иоганн Шиллер в XVIII веке. А ведь с тех пор не так уж много изменилось.

Либеральный стиль воспитания детей

Либеральный или, как его иногда называют свободный стиль воспитания, характеризуются тёплыми отношениями родителей с детьми, а также отсутствием жёсткой дисциплины. До второй мировой  войны в германских семьях применялся, в основном, авторитарный стиль воспитания, требовавший полного и беспрекословного подчинения. Поэтому такой метод воспитания позволил  вырастить  целое поколение, которое в силу полученного воспитания позволило придти к власти Гитлеру, Для того, чтобы такое не повторилось в будущем, большинство немецких семей перешли к либеральному стилю воспитания детей.

 

Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми. Ребёнку предоставлена абсолютная свобода: ему следует всё постичь самому, без посторонней помощи, основываясь только на собственном опыте. Практически никаких ограничений на поведение детей не устанавливается. Реальную поддержку и помощь родители почти не оказывают. Но и больших успехов в    жизни от своих детей либеральные родители не ожидают. Со временем  дети из либеральных  становятся инфантильными, у них нередко наблюдается состояние тревожности и отсутствует чувство независимости. Став взрослыми, эти  дети избегают брать на себя ответственность, а поведение их часто носит импульсивный характер

У либеральных родителей, как правило, тёплые доверительные отношения с детьми. В основном родителей волнует, смогут ли они дать возможность своим детям выразить себя с творческой стороны полностью раскрыть индивидуальность, и твёрдо верят, что такую шанс им предоставить, то это сделает их детей счастливыми. Либеральные родители, как правило, не устанавливают жёстких правил поведения детей  в семье, часто бывают непоследовательными в отношениях с детьми, отчего те иногда ведут себя излишне раскованно. Дисциплина в таких семьях почти отсутствует. Более того, создаётся впечатление, что сами  дети отдают приказы своим либеральным родителям, из-за чего влияние детей в либеральной семье постепенно растёт. Настоящей ответственности за судьбу своих детей либеральные родители не чувствуют, т.к. не возлагают на своих детей особых надежд

Практика показала, что дети из либеральных семей часто бывают несчастны в личной жизни, чаще других  сталкиваются с различными психологическими проблемами: депрессиями и разными фобиями. Среди детей, прошедших либеральное воспитание наблюдается повышенная склонность к насильственным действиям, их легко втянуть в антиобщественные деяния. Исследования,  проведённые психологами, показали, что прослеживается прямая связь между либеральным воспитанием и  преступлениями среди несовершеннолетних, употреблением наркотиков и алкоголя, ранней половой жизнью.

Привыкнув управлять своими либеральными родителями, дети уверены, что с помощью манипулирования окружающими, они могут добиться всего, что хотят. Дети из либеральных семей, опираясь на неверную мысль о том,  что они обладают контролем над родителями, хотят в дальнейшем  также манипулировать и всеми окружающими. Позже дети плохо учатся в школе, чаще нарушают дисциплину, пытаются обойти установленные правила.

Похожие статьи:

Средства физического воспитания (10382 Просмотров)

Дошколята > Спортивное развитие

Средства физического воспитания детей могут отражаться в гигиенических факторах, естественных силах природы, а также, конечно, в физических упражнениях. К средствам физического воспитания можно отнести, как…

Правила воспитания ребенка. Что не должны делать родители (10180 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

Как вы понимаете, недостаточно просто родить здорового ребенка, еще важнее правильно воспитать его, вырастить из вашего малыша полноценного человека, который обладал бы самодисциплиной. Очень важным представляется…

Упрямство и неприязнь к родителям у детей в раннем возрасте (6871 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Такое поведение не редко наблюдается у детей ещё в возрасте от одного года. В годовалом возрасте ребёнок начинает спорить с матерью, а в два с половиной года зачастую противоречит самому себе. Ему с трудом даётся…

О некоторых ошибках воспитания детей (5384 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Какой-то единой идеальной методики воспитания, видимо, такая система и не может существовать. Ведь с течением времени частично изменяется совокупность взглядов и принципов, которые родители воспитывают в своих…

Задачи физического воспитания детей (6043 Просмотров)

Дошколята > Спортивное развитие

Воспитательные задачи. Все мы знаем о том, что физическое развитие необходимо для полноценного формирования личности ребенка, также то, что необходимо развивать у ребенка привычку к соблюдению режима дня. Но почему…

авторитарный тип, либеральный и демократический подход


Автор Alef На чтение 9 мин.
Обновлено

Есть разные стили воспитания в семье, и зачастую люди, у которых есть дети, обращаются за помощью к психологам, интересуясь, как правильно воспитывать малыша. Родители пытаются понять, откуда у их детей взялись те или иные качества, почему вдруг «испортилось» поведение. Конечно, многое зависит от стиля воспитания детей в семье. Существует несколько таких стилей, каждый из которых имеет свои характерные черты.

Стили воспитания в семье (психологический портрет)

Давайте вместе воссоздадим психологические портреты того или иного стиля воспитания, и вы определите, в каких условиях выросли сами, и что сейчас используете в воспитании как родитель.

Жёсткие правила — авторитарный подход

Часто родители относятся к детям с большой строгостью, наказывая их за малейшие промахи. Указания матери и отца должны неукоснительно выполняться. Точка зрения ребёнка не берётся во внимание. Дети наказываются за плохое поведение безо всяких объяснений. Диктаторская модель воспитания предполагает крайне жёсткие ограничения самостоятельности малышей, «холодное» отношение к ним. Родители считают, что подобный метод позволит им вырастить послушного, ответственного и исполнительного человека. Однако, как правило, результат не соответствует ожиданиям.

Использование авторитарного стиля воспитания детей зачастую имеет следующие последствия:

  • Дети с мощным внутренним стержнем начинают активно бунтовать, ругаются с подавляющими их родителями, стремятся к независимости и свободе любой ценой. В подростковом возрасте они часто попадают в «плохие» компании и убегают из дома, выражая свой протест.
  • Ребёнок со слабым характером боится матери и отца, испытывает сильный страх перед наказаниями. В будущем подобные дети становятся неуверенными в себе, излишне робкими, безрадостными и замкнутыми.
  • Некоторые берут пример с родителей и впоследствии создают семьи, используя хорошо знакомую модель воспитания.

Маме и папе, практикующим диктаторский стиль, следует понять, что нельзя давить на кроху, нужно позволить ребёнку быть самостоятельным, тогда он сможет лучше проявить себя.

Либеральная модель

Такой стиль ещё называют попустительским. Обычно он применяется в тех семьях, где родители отличаются чрезмерной снисходительностью. Они ничего не запрещают детям, не вводят для них никаких ограничений, всячески стремятся показать, как сильно они их любят. Ребёнок, который так воспитывался, часто проявляет себя следующим образом:

  • ни в чём себе не отказывает;
  • избегает физического и умственного труда;
  • демонстрирует импульсивность;
  • проявляет агрессию;
  • имеет завышенную самооценку;
  • любит хвастаться;
  • отличается повышенной конфликтностью.

Либеральный стиль воспитания нельзя назвать оптимальной моделью. Родители должны понимать, что он подходит далеко не всем. Возможны следующие варианты развития личности:

  • Самостоятельный, решительный и активный человек с нормальной самооценкой, отличающийся некоторой отстранённостью. Он не знает, что такое привязанность, избегает близких отношений, заботится исключительно о себе. Это одиночка, который предпочитает держать людей на расстоянии, никого не подпуская слишком близко.
  • Асоциальная личность, неприемлющая никаких общественных рамок. Такой человек не знает ограничений, он уверен, что ему всё сойдёт с рук. Нередко подобные люди связывают свою жизнь с криминалом, не держат слово и проявляют безответственность.


Для выбора оптимальной модели очень важно учитывать природные задатки малыша. Психологи всё-таки рекомендуют уделять больше времени сыну или дочке, вводить хотя бы несложные правила и обязанности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш оставался без малейшего контроля.

Гиперопекающие родители

Родители с повышенной тревожностью переносят свои чувства на малыша, всё время ожидая, что может произойти что-то плохое. Они всячески стремятся оградить его от возможных неприятностей, вводя многочисленные ограничения. Ребёнку запрещается общаться с «неблагоприятными» сверстниками, гулять в вечернее время, заниматься спортом.

Подобный стиль может проявлять себя совершенно по-разному. Иногда это попытки «привязать» кроху к себе и всё время его контролировать. Порой тревожные взрослые чересчур обеспокоены здоровьем чада. Некоторые родители относятся к ребёнку, как к маленькому, даже когда он становится подростком.

Методика воспитания очень влияет на обстановку в семье. Нередко взрослые умудряются опекать своих детей, оберегая их от трудностей даже тогда, когда они представлены домашними заданиями или обязанностями по дому. Подобный воспитательный метод в итоге приводит к следующим вариантам развития:

  • Человек убеждён в собственном превосходстве над окружающими. Он с детства привыкает к манипулированию другими и относится к ним с большим недоверием. В то же время он предъявляет высокие требования к людям, не давая им права на ошибку и не считаясь с их точкой зрения.
  • Не самодостаточная личность, склонная к зависимому поведению. Человек, который не способен решить свои проблемы самостоятельно. Он беспомощен, неинициативен, не может принимать решения без опоры на чьё-то стороннее мнение.

Родителям, которые осознали, что склонны к гиперопеке, не стоит расстраиваться и переживать по этому поводу. Лучше им прислушаться к некоторым рекомендация специалистов. Психологи советуют тревожным взрослым:

  • Отыскать некую золотую середину. Все дети нуждаются во внимании и заботе, но перебарщивать с этим тоже не нужно.
  • Не стремиться решать за малыша все его проблемы. Лучше дать ему ценный совет и помочь преодолеть возникшие сложности.
  • Не препятствовать взаимодействию сына или дочки со сверстниками, не ограничивать общение крохи лишь одной семьёй;
  • Приучать чадо к дисциплине, но не мешать ему проявлять самостоятельность.

Хаотический и индифферентный стиль

В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады. В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.

Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими. Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами. Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность.

Самый благоприятный метод

Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития будущего поколения. Дети получают возможность научиться быть самостоятельными и вместе с этим дисциплинированными и ответственными. Ребёнок имеет свои обязанности, но его интересы не ущемляются.

Взрослые с уважением относятся к точке зрения малыша и считаются с ним, принимая какие-то важные решения. Они осознают возрастные особенности крохи и не ожидают от него чего-то невозможного. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы чада. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.


Ребёнок не страдает от чрезмерной опёки, крупных конфликтов в таких семьях не случается. Детки прислушиваются к маме и папе, которые им объясняют, что делать можно, а что нельзя.

Демократический стиль воспитания в семье характеризуется такой особенностью, как умеренность. Малыши не проявляют излишней агрессии, одновременно с этим у них есть замечательные предпосылки для того, чтобы стать лидерами. Они способны контролировать других, однако сами манипулированию не поддаются. Ещё подобный подход именуют авторитетным стилем воспитания.

Обычно такие дети морально устойчивы, целеустремлённы, открыты и общительны, они с лёгкостью адаптируются к социальной жизни. Однако стоит упомянуть те черты, которые отмечаются лишь у незначительной части отпрысков в описываемых семьях. Это альтруизм, сензитивность, эмпатия.


Авторитетный стиль подразумевает уважение установок маленькой личности, родителям важно научиться дружить с малышом, не теряя собственного авторитета в его глазах, чтобы кроха мог доверять им в будущем.

Типы аномального воспитания Эйдемиллера

В своей классификации Э. Г. Эйдемиллер отталкивался от таких факторов, как эмоциональное присутствие родителей в жизни малышей, качество проявляемой заботы и уровень контроля, учёт возраста детей и их личностных особенностей. Автор выделяет следующие аномальные стили воспитания:

  • Гипопротекция — опека минимальна, иногда ребёнок остаётся вообще безо всякого присмотра. Детям катастрофически не хватает внимания. В некоторых случаях контроль формален, а на деле ребёнок не получает никакой заботы или её настолько мало, что кроха постоянно испытывает недостаток внимания.
  • Потворствующая гиперпротекция — малыш является светочем. Взрослые исполняют любые его прихоти буквально в мгновение ока. Вследствие подобного отношения формируется личность, стремящаяся занять лидерскую позицию, но не желающая ничего для этого предпринимать.
  • Доминирующая гиперпротекция — малыш находится в центре внимания матери и отца, которые ему всё время что-то запрещают. Маленький человечек не имеет никакой возможности проявить свою самостоятельность и научиться нести ответственность за свои поступки.
  • Повышенная моральная ответственность — родители выдвигают к крохе невыполнимые требования, которые не соответствуют его возрасту. Например, на малыша возлагается ответственность за жизнь и здоровье других членов семьи или от него ожидается безоговорочная искренность. Как правило, такие взрослые игнорируют личные интересы ребёнка и не понимают его истинных потребностей.
  • Эмоциональное отвержение — родители вымещают на детках накопленный негатив, жестоко с ними обращаются, не уважают, постоянно чем-то недовольны. Потребности ребёнка не учитываются, кроха постоянно слышит, что кто-то лучше, чем он. Иногда взрослые стремятся скрыть своё истинное отношение к малютке, пытаясь компенсировать недостаток любви чрезмерной заботой, но при этом они всё равно остаются эмоционально недоступными и холодными. Это тот случай, когда малыш в тягость.

Абсолютная гармония

Такое воспитание предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Взрослые не навязывают ему своё видение жизни, не стремятся исправить незначительные недостатки. В семье действуют запреты, которые касаются всех членов, но таких ограничений немного. 

Детские потребности удовлетворяются в разумных пределах, что не приводит к ущемлению интересов старших. Ребёнок сам выбирает свой путь развития. Взрослые не давят на него и не заставляют посещать кружки, которые крохе не по душе, при этом поощряя самостоятельность малыша. Если возникает необходимость, они дают совет крохе.

 

Таким образом, существуют различные стили воспитания в семье. Если родители хотят вырастить самодостаточную личность со здоровой самооценкой, им следует научиться оптимально сочетать демократичность и контроль, ни с чем не перебарщивая. Мудрый и эмпатичный родитель всегда чувствует, какую воспитательную методику лучше применить для маленькой личности с конкретными природными задатками.

Плюсы и минусы либерального стиля воспитания

Стремление воспитать детей свободными и независимыми само по себе неплохо. Однако подводных камней и течений в этой теории не избежать, не зря же к слову «либеральный» добавляют «попустительский». Каковы сильные и слабые стороны этого стиля воспитания? Попробуем обобщить.

Плюсы

  1. На ребёнка не оказывается давления, ему не навязывают мнений и моделей поведения, его не наказывают, поэтому он чувствует себя достаточно комфортно. Насилием над личностью может считаться даже ранний подъём или нежеланная каша на завтрак.
  2. С родителями можно обсуждать всё, что угодно, и это путь к установлению тёплых отношений. В такой семье царит стопроцентное доверие друг к другу, а к недостаткам и слабостям близких относятся снисходительно.
  3. У детей есть право голоса и выбора. В обсуждении важных семейных вопросов ребёнок участвует наравне со взрослыми. И никто не заставляет его заниматься музыкой, если ему по душе кикбоксинг. В цепочке «родители-ребёнок» приоритетны интересы второго.
  4. Дети, воспитанные в такой семье, весьма коммуникабельны, лишены стеснения, поэтому они часто бывают душой компании или принимают активное участие в выступлениях, диспутах, школьных конференциях, обладают хорошим словарным запасом. Нередко склонны к лидерству и довольно амбициозны, что для современности немаловажно.
  5. Открытость и свобода от стереотипов способствуют развитию творческих способностей, успехам в какой-то конкретной области (например, с лёгкостью осваиваются точные науки), да и в целом успеваемости по всем предметам.

Минусы

  1. Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям.
  2. Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира».
  3. Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении.
  4. Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает).
  5. Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись.
  6. Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

 

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Рассмотрим, прежде всего, два противоположных типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и демократический.

 

Авторитарный стиль воспитания

Как нетрудно предположить из первого названия, отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения. Пример воспитателя, реализующего подобный стиль воспитания, очень живо нарисован детской писательницей Астрид Линдгрен. Это всем знакомая фрекен Бок, которой опыт подсказывал, что ласка – это не тот способ, который нужно применять для того, чтобы дети становились «шелковыми». Вспомним первую встречу Малыша со своей воспитательницей: невозмутимый тон незнакомой женщины, ее строгость заставляют мальчика краснеть и прятаться за мать.

Обратим внимание на реакцию мальчика: испуг, наиболее часто встречающееся чувство, заставляющее ребенка подстраиваться под требования взрослого, не быть добрым, ответственным, аккуратным, а казаться таковым, и значит, обманывать. Поскольку Малыш воспитывался родителями в ласке и уважении, строгое обращение фрекен Бок было воспринято им как нечто ненормальное, с чем нужно бороться, отстаивая право на счастливую жизнь, на собственное мнение: «Ребенок тоже человек!». Иные последствия ожидают ребенка, если подобное отношение взрослого кажется ему нормой. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Демократический стиль воспитания

В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие. Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных:

Смотри! — сказала мисс Моди и, щелкнув языком, показала мне, как вынимается ее вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.

 

Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Вспомним всем известного героя Эдуарда Успенского дядю Федора, который, столкнувшись с запретом матери завести кота, «бунтует», сбегает из дома. Переживая пропажу сына, мама корит отца: «Это ты виноват. Все ему разрешаешь, он и избаловался».

Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.1

Можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический стиль воспитания.

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ — МегаЛекции


Б.А. Мединский

Чёткое и обоснованное определение стилей воспитания можно встретить в классификации Д. Баумринд, которая была дополнена и развита Э. Маккоби и Дж. Мартин. В предлагаемой классификации два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия — отвержения. Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

«Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен». [1]

Либеральный стиль воспитания, предполагающий предоставление ребёнку максимальной свободы, возник относительно недавно и проистекает из представлений о человеке как о существе изначально положительном, которое может испортится лишь в процессе жизнедеятельности, в процессе неправильного воспитания и взаимодействия с неправильным социумом. Так же такими же воззрениями на природу и сущность человека может прикрываться и пренебрегающий (индифферентный) стиль воспитания, но по сути за ним скрывается равнодушие к ребёнку. Говоря о пренебрегающем стиле воспитания уместнее говорить об отсутствии воспитания как такового и в дальнейшем мы не будем его рассматривать.

В настоящее время существует точка зрения, проникшая и в педагогическую психологию, которая объявляет ребёнка существом изначально положительным и по своему совершенным. Любые проблемы ребёнка происходят, согласно этой теории, от неправильного воспитания, т.е. от родителей и социума. С точки зрения логики такой взгляд на природу человека не выдерживает никакой критики, ведь если человек изначально хорош, то откуда пошло «первое зло», как все изначально хорошие и по своему совершенные люди ещё не построили совершенного социума? Это утверждение наивно и ненаучно ещё и с той точки зрения, что сами понятия «плох» и «хорош» глубоко социальны и в разных обществах могут значительно отличаться друг от друга. Ребёнок же рождается как существо в первую очередь биологическое, не обладающее разумом и моралью, а потому не способное ни различать плохого и хорошего, ни самому быть плохим или хорошим. Эти понятия ребёнок получает извне, когда подражает родителям, поощряется за хорошее поведение и наказывается за плохое, т.е. понятия добра и зла, плохого и хорошего исходит от родителей и социума.


Идея об изначальном положительном потенциале ребёнка находит развитие в двух педагогических системах: вальдоровской и мантессори. В частности, один из принципов вальдоровского воспитания гласит: «Оценка — как отрицательная, так и положительная — является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого» [2] В то же время самого понятия «естественное развитие», которым так любят оперировать последователи этих школ, реально не существует. Можно говорить только о биологическом естественном развитии, говоря же о психологическом, мы всегда подразумеваем влияние на ребёнка со стороны социума, без которого невозможно формирование и развитие целого ряда важнейших психических функций. И именно оценка со стороны родителей и социума формирует у человека первичные представления о плохом и хорошем. Известный постулат о том, что оценивать можно только поступки, но не самого человека (ребёнка), тоже уходит корнями в эти педагогические школы. Постулат красивый, гуманистический, но по сути оторванный от реальности, потому что представление о людях человек (и в особенности ребёнок) формирует именно по их поступкам. Никто не говорит о том, что Гитлер был отличным парнем, который просто нехорошо поступал. Не будет ли справедливее и честнее давать понять ребёнку, что по его поступкам люди будут судить по нему самому и тем самым поспособствовать развитию ответственности и чувству долга? Но сторонники либерального стиля воспитания верят, что если ребёнку ничего не запрещать и как можно больше и чаще хвалить, то тогда в нем разовьются все лучшие его качества, хотя на деле они таким образом подыгрывают детскому эгоцентризму. Такие качества, как уважение к правилам социума, ответственность и чувство долга не считаются добродетелями, они считаются закрепощающими, травмирующими явлениями, которые подавляют творческий потенциал личности. Последнему уделяется особое внимание: именно в раскрытии творческого потенциала «либералы» видят главную задачу воспитания. Как провозглашает система воспитания Мантессори, «Задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.» [2] То, что творческий потенциал обретает практическую ценность и выдаёт реальный результат только в купе с волевыми качествами, с дисциплиной и способностью преодолевать трудности в расчёт не принимается. Такой однозначный, американизированный взгляд на человека и ребёнка поощряется современной идеологией западного общества, которая негласно провозглашает свободу главной человеческой ценностью. Свобода как ценность идёт в разрез с такими ценностями, как чувство долга и дисциплина в силу того, что свобода – ценность индивидуалистическая, сродни правам, а долг и ответственность – ценности коллективистские, сродни обязанностям. Защищая ценности индивидуализма, западное общество сделало выбор в пользу либерального стиля воспитания, а западная педагогическая наука стала заложником идеологии. В настоящее время можно наблюдать, как взгляд на природу и сущность человека диктуется не наукой, а идеологией индивидуализма и либеральных свобод. Выбор в пользу либерального стиля воспитания оправдывается самыми различными аргументами в том числе экономического и социального характера. «Есть уверенность, что полностью освобожденный индивидуум всегда сделает выбор в пользу оптимального экономического и социального устройства» [3]. В деле «освобождения личности» используются самые различные методы воздействия. В первую очередь предоставления ребёнку максимального количества прав и максимальной свободы выбора. Сам по себе акт выбора – это акт ответственности, которая часто бывает непосильна для ребёнка, к тому же выбор – это всегда стресс. Но борьба за права и свободу выбора в некоторых странах западной Европы доходит до абсурда, о чём уже начали заявлять некоторые западные учёные, в частности шведский психиатр Дэвид Эберхард.

«»Цайт»: «Хен», личное местоимение среднего рода, стало официальным в шведском лексиконе. Тем самым должны избегать говорить о ребенке «он» или «она».

Эберхард: Это жестокое обращение с детьми, к счастью, практикуемое пока лишь в нескольких детских учреждениях. Эта уравниловка игнорирует все научные знания о биологическом развитии детей. У нас колоссальная проблема с юношами подросткового возраста (тинейджерами). Они уже не справляются самостоятельно со школьными делами, потому что с ними больше не обращаются, как с мальчиками.

«Цайт»: Поэтому шведские школы так упали по сравнению с международным уровнем?

Эберхард: Не только по этой причине. Проблема и в наших учителях. Их авторитет ничтожен. Дети не считают нужным слушаться их, раз не слушаются и собственных родителей. Как следствие, падение результатов. Согласно исследованию Pisa шведские школьники лидируют по части прогулов уроков, оскорблений учителей и вандализма». [4]

Понятие свободы в русле идеологической догматики провозглашаемых «демократических ценностей» огрубляется, искажается и фанатично ставится на пьедестал высших ценностей, в борьбе за который все средства хороши. Это не свобода самоактуализировавшейся личности в концепции Маслоу и не положительная свобода для продуктивной деятельности в концепции Эриха Фромма, это выхолощенный, пустой лозунг. «Победой демократии» можно считать добавления к декларации о правах ребёнка на конвенции о правах ребёнка в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. пунктов о том, что ребёнок имеет право на своё мнение, право на получение информации и право свободно высказывать свои мысли. Гуманистический пафос этих прав идёт в разрез с тем, что дети справедливо не имеют права голоса, с тем, что справедливо существуют возрастные ограничения на определённые произведения искусства и определённые области научного знания. Дети не могут нести полной ответственности за свои действия, а ограничения ответственности автоматически ограничивают и права. Между тем дети нуждаются не в расширении своих прав и не в дополнительных свободах, они нуждаются в защите и единении с кругом значимых для него людей. Одним из принципов воспитания по А. Макаренко: «Семейный коллектив даёт опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребёнку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности. Если родители видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить». [2]

Ряд исследований уже показало, что либеральный стиль воспитания способствует возникновению множества проблем, может серьёзно навредить развитию личности ребёнка, существенно ухудшить социализацию. Зачастую этот стиль воспитания даже более травматичен для детской психики, чем авторитарный стиль воспитания. В то же время в популярных, научно-просветительских и даже специальных изданиях авторитарный стиль воспитания регулярно и жёстко критикуется как стиль устаревший, травмирующий и ретроградский, а либеральный стиль воспитания преподносится, как наиболее прогрессивный. В связи с этим необходима просветительская работа и пересмотр отношения к этому явлению.

 

Литература:

[1] «Стили семейного воспитания детей и их влияние на них», Жантемирова Мадина Балтабайкызы, Кокшетауский Государственный Университет им.Ш.Уалиханова

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитание_детей

[3] http://www.odnako.org/blogs/aleksandr-rar-zapad-vozvel-svoi-cennosti-v-status-novoy-religii

[4] http://www.zeit.de/2015/11/erziehung-liberal-autoritaer-david-eberhard

 

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Как ваш стиль воспитания влияет на поведение вашего ребенка

Авторитарные родители, чей стиль воспитания можно охарактеризовать как «это мой путь или дорога», с большей вероятностью будут воспитывать неуважительных, преступных детей, которые не считают их законными авторитетами.

«Когда дети считают своих родителей законными авторитетными лицами, они доверяют родителям и чувствуют, что обязаны делать то, что им говорят родители.

Это важный атрибут для любого стиля воспитания , так как родитель не должен полагаться на систему поощрений и наказаний для контроля поведения, и ребенок с большей вероятностью будет следовать правилам, когда родитель физически отсутствует. — сказал Рик Тринкнер, докторант UNH и ведущий исследователь.

Это первое исследование, в котором изучается, влияет ли стиль воспитания на убеждения подростков о законности родительского авторитета и влияют ли эти представления на делинквентное поведение.

Результаты представлены в февральском выпуске Journal of Adolescence в статье «Не доверяйте никому старше 30: легитимность родителей как посредник между стилем воспитания и изменениями в преступном поведении с течением времени».

Исследование проводили исследователи UNH Тринкнер; Эллен Кон, профессор психологии; Сезар Ребеллон, доцент социологии; и Карен Ван Ганди, доцент социологии.

Исследователи полагались на данные New Hampshire Youth Study, продолжающегося лонгитюдного опроса учащихся средних и старших классов, изучающего психологические, социологические, связанные с развитием и правовые факторы, влияющие на преступность среди подростков.

Представленные анализы основаны на данных, собранных за 18-месячный период, начиная с осени 2007 года.

«Хотя общепризнано, что авторитарный стиль воспитания более эффективен, чем авторитарный стиль воспитания и снисходительный стиль воспитания, мало известно, почему один стиль воспитания более эффективен, чем другой.

parenting style Наши результаты показали, что легитимность родителей является важным механизмом, с помощью которого стили воспитания влияют на поведение подростков », — сказал Тринкнер.

Исследователи оценили три стиля воспитания: авторитарный, авторитарный и снисходительный.

Авторитетные родители требовательны и властны, но при этом они тепло и восприимчивы к потребностям своих детей.

Они восприимчивы к двунаправленному общению, так как объясняют своим детям, почему они установили правила, а также прислушиваются к мнению своих детей об этих правилах.

Дети с авторитетным стилем воспитания склонны полагаться на себя, контролировать себя и довольны.

С другой стороны, авторитарные родители требовательны и властны, но отстранены и невнимательны к потребностям своих детей.

Эти родители поддерживают одностороннее общение, когда они устанавливают правила без объяснения причин и ожидают, что их будут соблюдать без жалоб или вопросов.

Авторитарный стиль воспитания порождает недовольных, замкнутых и недоверчивых детей.

Наконец, в отличие от авторитарного воспитания, снисходительные родители не требовательны и неконтролируют. Они склонны быть теплыми и восприимчивыми к потребностям своих детей, но мало ограничивают своих детей.

Если они и устанавливают правила, они редко обеспечивают их в сколько-нибудь значительной степени. Эти родители, как правило, производят детей, которые наименее самоуверенны, изобретательны и самоконтролируемы из всех стилей воспитания.

parenting style «Стиль воспитания, используемый для воспитания своих детей, имел прямое влияние на то, воспринимали ли эти дети своих родителей как законных авторитетов.

Подростки, считавшие родителей законными, в этом случае с меньшей вероятностью проявляли правонарушительное поведение.

Таким образом, авторитетный стиль воспитания может быть более эффективным, чем другие стили, потому что этот стиль заставляет подростков с большей готовностью принимать попытки своих родителей социализировать их и впоследствии следовать их правилам », — сказал Тринкнер.

«Напротив, авторитарный стиль воспитания имеет противоположный эффект, поскольку фактически снижает вероятность того, что их дети будут воспринимать их авторитет как законный.

Подростки от авторитарных родителей с большей вероятностью будут сопротивляться попыткам своих родителей социализироваться », — сказал он.

В то время как дети снисходительных родителей были менее склонны уважать своих родителей как авторитетных лиц, исследователи обнаружили, что они не более или не менее склонны к преступному поведению.

По словам исследователей, результаты показывают, что воспитание и создание родительской легитимности — это один из способов, с помощью которого родители могут контролировать своих детей.

Кроме того, родители с большей вероятностью будут рассматриваться как законные власти, если они будут использовать авторитарные методы воспитания, а не авторитарные или разрешительные методы, которые, как правило, подрывают родительский авторитет.

«Наши данные являются дополнительным доказательством того, что авторитетный стиль воспитания — это эффективный способ для родителей успешно социализировать своих детей, и что его влияние в значительной степени действует через его влияние на восприятие молодыми людьми легитимности родителей», — сказал Тринкнер.

Университет Нью-Гэмпшира, основанный в 1866 году, является государственным исследовательским университетом мирового уровня, напоминающим колледж гуманитарных наук Новой Англии.

Университет земли, моря и космоса, UNH — ведущее государственное учреждение штата, в котором обучаются 12 200 студентов и 2300 аспирантов.


Pat Wyman Пэт Вайман — автор бестселлеров книги «Мгновенное обучение для получения отличных оценок, обучение и тестирование», генеральный директор и основатель HowToLearn.com. и создатель реестра личных стилей обучения.

Прочитайте больше статей о стиле воспитания…

parenting style

.

Невовлеченный стиль воспитания — черты и влияние на детей

Невовлеченное или небрежное воспитание — это существенно новый стиль воспитания, который исключает необходимость держать детей за руки и направлять их. Это позволяет им учиться самостоятельно.

Родители могут быть в разной степени не вовлечены. В то время как большинство родителей заботятся об основных потребностях своих детей, таких как еда и жилье, некоторые другие полностью пренебрегают своими детьми.

MomJunction дает вам более глубокое представление о неучастном или небрежном воспитании детей и о том, полезно ли это для здоровья ваших детей.

Что такое стиль воспитания — небрежное или невмешательство?

Стиль воспитания, при котором ребенок не получает достаточного количества эмоциональной поддержки, физического времени родителя, основных потребностей, таких как еда, кров, медицинское обслуживание, детские игры и академическая поддержка, можно назвать пренебрежительным. (1)

  • По словам психолога Дайаны Баумринд, небрежное воспитание или неучастие родителей в наименьшей степени вовлечены или реагируют на потребности своих детей.Они просто предоставляют самые основные удобства, но не имеют места или возможности для отдыха и развития.
  • Невовлеченные или пренебрежительные родители почти не требуют от своих детей. Это означает, что они не беспокоятся о своей дисциплине.
  • Родители эмоционально отстранены от своих детей.
  • Как неучастный или небрежный родитель вы можете быть крайне пренебрежительным, безразличным или даже не обращать внимания на потребности вашего ребенка.

[Прочитано: Стили воспитания ]

Характеристики небрежного или невмешательства в воспитание:

Прежде чем вы упрекнете себя за то, что вы неучастный или небрежный родитель, помните, что характеристики общие, и у вас может быть несколько из них в общем. Это не обязательно делает вас пренебрежительным родителем.

1. Эмоциональная непривязанность

Такие родители думают, что их обязанности ограничиваются предоставлением еды и крова, а не другими потребностями, такими как эмоциональное общение со своими детьми.Они не чувствуют необходимости спрашивать своих детей об их повседневных делах или даже заботиться о них, когда дети чувствуют себя эмоционально подавленными. Они избегают конфронтации.

2. Слишком заняты своими проблемами:

Невовлеченные родители чувствуют давление мира и обычно заняты своими проблемами. Они либо заняты работой, либо заняты уходом за собой. Родители могут столкнуться с финансовыми, эмоциональными или социальными проблемами и в конечном итоге могут потратить время на то, чтобы позаботиться о кризисе.Это оставляет у них мало времени для детей или совсем его нет.

3. Влияние наркотиков или злоупотребляющих веществ:

Если родители пристрастились к алкоголю, наркотикам или другим агрессивным веществам, они не выполняют свои обязанности. Они могли даже прибегнуть к насилию. Родители, злоупотребляющие психоактивными веществами, влияют на рост ребенка, поскольку они не занимаются своими детьми. В некоторых случаях, если родители теряют работу и сталкиваются с финансовыми трудностями, детям, среди прочего, приходится бросать школу или недоедать.(2)

4. Отсутствие надзора:

Небрежные родители в целом делятся на два типа, когда дело касается надзора. Они либо вообще не следят за своими детьми, либо постоянно держат их на земле. Первые не склонны присматривать за своими детьми. Их не волнует, чем занимаются дети, когда они приходят домой и уходят. Они почти не знают о расписании и занятиях своих детей. Они не любят прививать дисциплину, и ее отсутствие на них тоже не влияет.

Вторые держат своих детей на земле, под присмотром или дома все время.Хотя они не спрашивают своих детей об их повседневных занятиях, они хотят, чтобы они были рядом. Такие родители препятствуют развитию детей вне дома.

5. Не выражайте любовь:

Эти родители не выражают своей любви к своим детям. Они часто игнорируют их, и в семье нет объятий, поцелуев или каких-либо других признаков любви. Они не проявляют тепла, из-за чего у детей может возникнуть горечь.

6. Отсутствие ожиданий:

У этих родителей нет абсолютно никаких ожиданий от своих детей.Их не волнуют вехи или цели, достигнутые их детьми. Они не помогают им и не мотивируют их в достижении их целей.

Влияние невмешательства родителей на детей

Поскольку большинство отцов, как правило, зарабатывают на семью, они теряют очень важное время со своими детьми. Помимо работы, могут быть и другие причины отсутствия участия.

  • В отсутствие отца мужчины не учатся быть сильными и тактично справляться с ситуациями.Они постоянно ищут одобрения людей и не могут принимать решения самостоятельно. В конечном итоге они не могут принимать решения сами и вырастают более слабыми отцами.
  • Девочки становятся эмоционально слабыми, так как никогда не получали сильной поддержки и терпят неудачу в отношениях в будущем. Они жаждут постоянной любви.
  • Отсутствие матери препятствует развитию ребенка с точки зрения идентичности.
  • Матери помогают своим детям строить идентичность.Они дают детям понять, насколько сильными они могут быть, и учат их различать добро и зло. Поскольку матери активно участвуют в обучении детей жизненным навыкам, их отсутствие оставляет детей бесполезными.

Примеры стиля воспитания без участия или небрежности:

Вот несколько примеров того, как неучастный родитель отреагирует на определенные сценарии.

Сценарий 1:

  • Вы взяли своего трехлетнего ребенка в парк, или ваш малыш занят на игровом свидании дома с другими детьми.Внезапно он хватает игрушку другого ребенка и вырывает ее у нее.
  • Вы видите, но не мешаете. Ваш малыш может быть слишком молод, чтобы понимать разницу между хорошим и плохим поведением, и, возможно, именно в этом возрасте вам нужно начать учить его этому.

Сценарий 2:

  • Ваш маленький ребенок приходит домой из школы, и вы знаете, что он давно ничего не ел.
  • Вы не будете предлагать ему здоровую пищу, но ожидаете, что он разогреет несвежую пищу и поест.
  • В крайних случаях вы можете даже не осознавать тот факт, что ваш ребенок голоден, или просто игнорировать его просьбы о еде.

Сценарий 3:

  • У вашего ребенка много домашних заданий и школьных проектов, которые слишком сложны и обширны для того, чтобы ваш ребенок мог выполнять все самостоятельно.
  • Вы не будете предлагать своему ребенку никакой помощи или совета, даже если он обратится к вам за помощью.
  • Ваш ребенок может начать плохо учиться в школе, и это может негативно повлиять на его общую учебу, но вас не беспокоит его успеваемость.

Сценарий 4:

  • Ваши потребности и действия отнимают у вас большую часть времени.
  • Вы весь день работаете, и у вас нет времени на себя или развлечения.
  • Расслабиться можно только тогда, когда у вашего ребенка тоже много свободного времени. Итак, вы позволяете ему расслабиться, не беспокоясь о том, чем он занимается в свободное время.

Сценарий 5:

  • Ваш ребенок вернулся домой после того, как провел много времени у друга.
  • Вы не спрашиваете его, где он был и как долго его не было.
  • Вы объясняете важность времени и соблюдения графика.

Сценарий 6:

  • Ваш ребенок уже неделю выглядит очень скучным и расстроенным. Вы замечаете, но не пытаетесь выяснить причину.
  • Вы можете не знать, что происходит с вашим ребенком, и даже не осознавать необходимость срочной медицинской помощи.

Почему небрежное воспитание — это плохо?

Дети, не участвующие в воспитании детей, не могут соревноваться со своими одноклассниками и друзьями, чувствуют себя брошенными и подавленными. Они теряют способность делать правильный выбор.

Постоянное чувство игнорирования или нежелания может оставить у ребенка смущенное чувство собственного достоинства. Их легко расстроить или расстроить, и они не очень хороши в отношениях.

Вот последствия халатного или невмешательства родителей (3):

1.Чувствовать себя нелюбимым:

Невовлеченное воспитание оставляет ребенка чувствовать себя нелюбимым. Это может иметь огромное влияние на общее психологическое развитие ребенка.

2. Ребенок теряет направление:

Поскольку родители не обращают внимания, дети не могут выбрать для себя правильный путь. В конечном итоге ребенок разочаровывается и иногда обращается за советом к другим при принятии решений. Непонимание границ могло сделать его антиобщественным.

3. Не могу следовать правилам или инструкциям:

Детей не учат соблюдать правила, так как их нет дома.Это может нанести серьезный ущерб его жизни, потому что он не может придерживаться правил в школе, когда рос, и на работе, или в обществе, будучи взрослым.

4. Не могу понять другие стили воспитания:

Дети, которые растут в такой атмосфере воспитания, могут найти другие стили воспитания странными и могут в конечном итоге стать для своих детей невовлеченными родителями. Им может быть трудно принять любовь и заботу от других взрослых в семье.

[Прочитано: Авторитарное воспитание ]

5.Злоупотребление психоактивными веществами:

Дети, не участвующие в воспитании детей, подвергаются высокому риску стать жертвой токсикомании. Если родители сами пристрастились к наркотикам, шансы на то, что таковыми станут дети, выше.

6. Они должны позаботиться о себе:

Такие дети вынуждены сами заботиться о себе, что лишает их сущности детства. Они растут слишком быстро, и старшие братья и сестры в конечном итоге заботятся о младших. Они становятся социально отчужденными, им трудно отвечать и реагировать на других, и они могут превратиться в крайних интровертов.

7. Повышенные эмоции:

Детям трудно контролировать свои эмоции. У них повышенное чувство страха, беспокойства и стресса, поскольку они никогда не получают эмоциональной поддержки со стороны родителей, чтобы преодолеть такие чувства.

8. Нарушение работы мозга:

Пренебрежение может серьезно повлиять на работу мозга ребенка. Это приводит к депрессии и повышенному риску ухудшения памяти. Это также может привести к диссоциативным расстройствам. Некоторые исследователи говорят, что пренебрежение связано с паническим расстройством, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).(4)

9. Недостаток развития личности:

Поскольку нет руководства или надзора со стороны взрослых, дети не могут развивать свою личность, как это делают дети в других формах воспитания. Они просто плывут по течению.

Почему родители придерживаются небрежного или невмешательства в воспитание детей?

Исследователи объясняют отсутствие участия родителей несколькими причинами, такими как финансовое положение, уровень образования, культурные аспекты и традиционные обычаи. Вот еще несколько важных причин, по которым родители выбирают этот стиль:

1.Они пострадали одинаково:

Родители могли продолжить родительский стиль своих родителей. Поскольку они столкнулись с подобным сценарием в детстве, они не чувствуют необходимости общаться со своими детьми.

Это превращается в порочный круг, из которого может стать чрезвычайно трудно выйти, если они не приложат сознательных усилий.

2. Образ жизни:

У некоторых родителей может быть образ жизни, который полностью их занят и не оставляет им времени ни на кого в семье, включая их супругов.Такие родители намеренно не избегают своих детей, но вынуждены.

3. Проблемы с личностью:

У некоторых людей есть желание выделиться в толпе. Эта индивидуальность заставляет их повернуться к себе и не заботиться ни о ком. Такие люди часто заботятся о себе и пренебрегают всем остальным.

[Читать: Holistic Parenting ]

4. Добрые намерения:

Некоторые родители принимают такой стиль воспитания, чтобы их дети могли стать жесткими и научиться не зависеть ни от кого.Они не осознают, что доводят своих детей до крайности.

4. Недостаток понимания:

Недостаток понимания обязанностей также может вызвать такое воспитание. Когда родители не могут хорошо общаться со своими детьми или не могут понять их потребности, они становятся невнимательными.

Советы, как избавиться от небрежного воспитания:

Хотя родителям может быть трудно адаптироваться к другому стилю воспитания, они должны понимать, что они должны взять на себя ответственность.Вот несколько способов, которыми вы можете изменить свой стиль воспитания.

  1. Развивайте общение со своими детьми. Даже если вы не хотите полностью вовлекаться в процесс, сделайте перерыв и начните медленно.
  1. Посмотрите, насколько они здоровы. Обратитесь к ним , если вы чувствуете, что они очень тихие или не так активны, как обычно.
  1. Помогите им принимать решения , даже если вы не хотите ничего предлагать.Просто послушайте их. Не всегда нужно предлагать решение.
  1. Если вы очень заняты чем-то, дайте им знать, когда сможете заняться ими.
  1. Обратитесь за медицинской помощью, если считаете, что она может вам понадобиться.

Токсичное воспитание:

  • Токсичное воспитание — высшая или худшая форма небрежного воспитания. Известно, что токсичные родители обращаются со своими детьми только как с объектами. Они вредят когнитивным способностям, росту и общему развитию ребенка.Они откровенно оскорбительны и манипулируют.
  • Токсичное воспитание — это крайность, и в нем нет связи между родителями и детьми.

[Прочитано: Авторитетное воспитание ]

Хотя воспитание детей может оказаться непростой задачей, помните, что вы обязаны заботиться о своих детях. Выйдите из этого негативного стиля воспитания, чтобы создать сердечную семейную атмосферу для вашего ребенка.

Какому стилю воспитания, по вашему мнению, лучше всего следовать? Дайте нам знать в комментариях.

Рекомендуемые статьи:

.

Что это такое и как это практиковать

Рассмотрим эти два примера, когда родитель разговаривает со своим ребенком о плохой успеваемости в школе:

Пример 1 (кричит на ребенка): «Эй, черт побери Разве ты не можешь просто выучить уроки и избавить меня от смущения. К черту ваши оправдания, я хочу, чтобы вы учились, не беспокоя меня ».

Пример 2: «Моя дорогая, вы не оправдали ожиданий, и я не доволен этим.Я помогу тебе составить учебный план, и в следующий раз все будет хорошо. Что ты говоришь?»

Нечего и говорить, что второй экземпляр понравится и ребенку, и родителю. И это демократическое воспитание. MomJunction поможет вам понять этот стиль воспитания, поделится некоторыми примерами и расскажет, почему он может быть для вас хорошим / плохим.

Понимание демократического воспитания

Демократическое воспитание, как следует из названия, предполагает отношение к детям как к равным. Родители относятся к своим детям с уважением и достоинством.Детям предоставляется выбор и они несут ответственность за свои решения.

Однако это не означает, что дети могут делать в семье все, что делают взрослые. Свободу нужно давать в соответствии с их возрастом.

Давайте лучше поймем это воспитание, зная его особенности.

В начало

Характеристики демократического воспитания

Вот основные аспекты демократического воспитания:

  1. Основное внимание уделяется правилам: Демократические родители обсуждают правила со своими детьми и объясняют важность наличия правил.Основное внимание уделяется тому, чтобы ребенок понял правила, вместо того, чтобы наказывать его за нарушение правил.
  1. Поощряет выбор: Демократический стиль воспитания побуждает ребенка делать выбор в повседневной жизни. Этот выбор сопровождается последствиями. Таким образом, дети связывают последствия со своим выбором.
  1. Положительное подкрепление: Демократические родители награждают ребенка за положительное поведение. Они ценят, когда следуют правилам и делают правильный выбор.Однако наказание за нарушение правил не является суровым или вредным.
  1. Отзывчивость и мотивация: Родители чутко реагируют на потребности ребенка и мотивируют их на достижение своих целей.
  1. Равенство и позитив: Поскольку родители относятся к ребенку как к равному, они не навязывают им свое мнение. Вместо этого они обсуждают, как со взрослым.
  1. Любовь, тепло и понимание: Родители нежные, понимающие и заботливо воспитывают своих детей.

Демократическое воспитание похоже на авторитетный стиль воспитания. Давайте посмотрим на несколько примеров, чтобы лучше понять концепцию.

Вернуться к началу

[Прочитать: Разрешительное воспитание ]

Примеры демократического воспитания

1. Ваш ребенок не любит овощи и отказывается их есть. Вы настаиваете, а он спрашивает вас: «Почему я должен есть?» Вы говорите ему:

В овощах есть витамины и минералы, необходимые вашему организму.Их нужно есть, чтобы оставаться здоровым. Вы должны попробовать их и увидеть. Что вы хотите попробовать: морковь, перец или горох?

2. Ваша девочка приходит с письмом с выговором из школы за проступки. Ей пришлось встретиться со школьным консультантом и объяснить. Вот как вы реагируете на письмо:

Я думаю, у вас был плохой день в школе, вы можете сказать мне, что пошло не так? (Вы слушаете своего ребенка, не прерывая и не осуждая его поведение, а затем говорите) Вам не следовало вести себя так, как вы, потому что выговор — это большое дело.Если у вас возникли проблемы в классе, поговорите с учителем, но сначала вы должны извиниться за свое поведение.

3. Вы говорите своим детям, что они должны выполнить домашнее задание, прежде чем они пойдут играть или смотреть телевизор. Ваши дети этого не делают. Вот что вы им говорите:

Поскольку вы не выполнили домашнее задание, вы не можете выходить на улицу и играть. Если закончишь сейчас, сможешь смотреть телевизор.

Демократическое воспитание заставляет родителей вести себя по-взрослому; следовательно, у него есть несколько преимуществ, но есть и некоторые недостатки.

Вернуться к началу

[Прочитано: Эффекты непричастного воспитания ]

Преимущества и недостатки демократического воспитания

Демократическое воспитание приносит пользу ребенку следующим образом (1):

  • Развивает независимость по мере того, как дети становятся поощряется к принятию решений.
  • Повышает уверенность в себе и самооценку .
  • Дети становятся ответственными , поскольку они понимают, что будут положительные последствия, если они сделают правильный выбор, и отрицательные последствия, если они сделают неправильный выбор.
  • родители и дети уважают друг друга , поскольку родители ценят точку зрения своих детей. Это развивает между ними симпатию.
  • Поскольку мнение детей ценится, у них развивается чувство контроля над своими эмоциями и их регулирования.
  • Родители и дети любят и заботятся друг о друге, поскольку они хорошо понимают друг друга.
  • У ребенка больше шансов на успеваемость в школе.
  • По мере того, как демократические родители объясняют поведение, которое «нормально» и «не хорошо», и логику, лежащую в его основе, они развивают навыков рассуждения у детей и помогают им делать разумный выбор.
  • Развивает черты альтруизма, совести и морального мышления.

К началу

Недостатки демократического воспитания

У каждого стиля воспитания есть свои проблемы, и у демократического родительства они тоже есть:

  • Ребенок может задавать вопросы родителям по мере взросления, особенно в подростковом возрасте.Дети могут воспользоваться практикой родителей, вовлекающей их в принятие решений.
  • Демократические родители должны быть хорошими образцами для подражания , чтобы ребенок мог им следовать.
  • Этот стиль воспитания требует настойчивости. Родители должны быть последовательными, целеустремленными и терпеливыми.
  • Оба родителя должны согласиться с этим стилем воспитания; иначе может создать путаницу.
  • Если родители не следуют последовательно демократическому воспитанию или используют его неэффективно из-за недостаточных знаний, дети могут оказаться манипулятивными и недисциплинированными .
  • Когда детей делают неправильный выбор, последствия могут их беспокоить на долгое время.
  • Родители могут неосознанно стать снисходительными родителями , где они принимают все, что говорит их ребенок.

Если вы впечатлены преимуществами и хотите практиковать демократическое воспитание детей, у нас есть для вас несколько советов.

[Читать: Стили воспитания и их влияние ]

Советы для демократического воспитания

Вот что вы можете сделать, чтобы практиковать демократическое воспитание (2):

  1. Уважайте и любите своих детей, независимо от того, соответствуют ли они вашим ожидания.
  1. Вы и ваш супруг должны быть на одной странице и неукоснительно следовать стилю.
  1. Дайте детям свободу в соответствии с их возрастом и умственным развитием. Не подавляйте ребенка чрезмерной самостоятельностью.
  1. Проведите грань между дисциплиной и свободой воли ребенка, потому что отношение к детям как к равным не означает, что они могут делать все, что им нравится.
  1. Держите ваше общение открытым и четко формулируйте правила, варианты и последствия.
  1. Поощряйте самостоятельное принятие решений вашим ребенком, но будьте рядом, чтобы направлять и помогать ему.
  1. Не навязываю условия. Уравновешивайте свою роль, будучи в то же время другом своего ребенка и родителем.

Вернуться к началу

Разрешение детям участвовать в нормотворческой деятельности — это первый шаг к демократическому воспитанию детей.

Воспитание — сложная задача, и вы должны вкладывать в нее время и усилия. Возможно, вы захотите придерживаться демократического воспитания, но вам следует регулярно его пересматривать, чтобы убедиться, что вы и ваш ребенок на правильном пути.

Помните, что стили воспитания не являются жесткими, и вы можете изменять их в зависимости от ситуации и требований.

Какой у вас стиль воспитания? Дайте нам знать в комментариях ниже.

Рекомендуемые статьи:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *