Личностный характер мировоззрения: Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения

Содержание

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей. Мировоззрение — это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно- практическими.

2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения -что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными. Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д. Вредность — это наше негативное отношение к какому-то явлению.



3. Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побудительная сила. Убеждения — это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.


6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально «работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому — огромное влияние творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Лекция 3. Психическая природа человека, его характер и мировоззрение

Существует давний философский спор, ведущий свою традицию еще от Древней Греции: какова природа человека, добр по своей природе человек или зол? можно ли усовершенствовать его природу и если да, то каким образом? какова сущность человека? Поискам ответов на эти вопросы посвящали свои труды Сократ и Аристотель, Августин и Руссо, Кант и Мальбранш, Маркс и Бердяев… Однако не только философы, но и психологи стремились определить кардинальное отличие человека от других живых существ на Земле.

Гуманистическая психология в решении этого спора отступает от общего тезиса: человек – это животное. Не идеализируя человека в целом, она пересматривает теории натурализма, инстинктивизма, психоанализа, бихевиоризма и др., согласно которым человек целиком принадлежит миру природы, что его жизнь определяется инстинктами или бессознательным и, по сути, мало, чем отличается от поведения животных. Среди гуманистов-психологов особенно много этой проблеме уделил внимания Э. Фромм. Его книга «Анатомия человеческой деструктивности» почти целиком посвящена преодолению подобного рода представлений. Фромм настаивает, что при таком подходе полностью игнорируется личность и характер человека. Характер – это не наследственность в чистом виде и не черты поведения, приобретенные в процессе социальной адаптации человека.

Характер – это форма соотнесенности человека с миром, способ бытия в мире.  

Характер определяется Фроммом как стабильная система всех не инстинктивных стремлений, так как это «заместитель» утраченных или отсутствующих у человека инстинктов. Он помогает человеку ориентироваться в мире, соотноситься с миром природным и человеческим.

Таким образом, не исключается, что человечность может стать доминантой поведения, если она положена в основание формирования характера. Думается, что соблюдение именно этого условия может предопределить и все остальные способы взаимоотношения человека с миром и другими людьми.

Характер определяет, как соединяются в человеке природное и культурное, биологическое и социальное, как он решает присущие только человеческому бытию «экзистенциальные дихотомии», т.е. преодолевает свое бессилие, обособленность, потерянность.

Психология гуманизма не вполне разделяет и ту точку зрения, что в человеке есть какая-то изначально данная ему сущность, которую нужно только обнаружить. Что в человеке, кроме физического тела, очевидно есть, так это его жизнь, его существование, неопределенно большой ансамбль врожденных качеств, способностей и возможностей, а также динамическая система широкого спектра потребностей. Сущность человека – это ее рождение, становление, открытость и творчество. Она возникает в личности и не завершается, и есть, когда созидается…

Следовательно, условием проявления человечности являются не биологические или социальные предпосылки существования человека, а элемент человеческого самосозидания, творческий и самостоятельный ответ на брошенный судьбою вызов, готовность поступить в проблемной ситуации определенным образом, следуя своему характеру (индивидуальное разрешение экзистенциальной дихотомии). Готовность поступать определенным образом (в нашем случае – человечно) Э. Фромм назвал мировоззрением. Именно в позитивности самой психологии мировоззрения, с одной стороны, и установке на добро – с другой, следует видеть тот тандем, который служит человеку внутренним источником укрепления и развития в нем человечного начала.

Гуманистическое мировоззрение может быть присуще, скорее всего, людям, склонным как к одиночеству и самоанализу, так и к общению с другими людьми по принципу помогающих и развивающих отношений. Это люди, идущие навстречу своей человечности, люди реалистические и решительные, способные стоически переносить крушение планов и надежд, не теряя при этом веры в себя и доброжелательности по отношению к окружающим, это люди свободные и ответственные, независимые и обязательные. Это люди, у которых мужество стать и оставаться человеком составляет их центральную психическую и экзистенциальную, т.е. жизненную установку.

Вопросы к лекции

1. Почему споры о человеке на утихают и до сего дня?
2. Как связаны характер человека и его мировоззрение?
3. Каковы основные принципы психологии гуманизма?

Вопросы для размышления

Не являются ли требования, предъявляемые психологией гуманизма к индивиду слишком завышенными и потому делающими ее нереалистической?
Не являются ли акценты гуманистической психологии на становление и процесс, а не на сущность и качественное постоянство не более, чем отражением общемировой нестабильности, в которой пребывает сегодня человечество?

© А.А. Кудишина, 2006

Мировоззрение личности – что это такое? Мировоззрение личности в психологическом словаре на TestoMetrika.com

Мировоззрение личности(англ. view of world, нем. Weltanschauung) – комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним прежде всего относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. – истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».

М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. В такой оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные социальные стереотипы (содержание массового сознания), дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и «авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверхЯ»). Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько мировоззрений, сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».

У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях. К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк, В. П. Зинченко) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. – знанию. (Б. М.)

1.Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.

Мировоззрение
– необходимая составляющая
человеческого сознания, познания.
Это не просто один из его элементов в
ряду многих других, а их сложное
взаимодействие. Разнородные «блоки»
знаний, убеждений, мыслей, чувств,
настроений, стремлений, надежд,
соединяясь в мировоззрении, предстают
как более или менее целостное понимание
людьми мира и самих себя.

Мировоззрение
носит общественно-исторический характер,
т.к. сама жизнь людей в обществе носит
исторический характер. Вслед за
изменением всех составляющих
общественно-исторического процесса
изменяется мировоззрение человеческих
сообществ, социальных групп, личностей.
Мировоззрение — это сложное, интегральное
образование, в котором принципиально
важна связь его компонентов.

СТРУКТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1.
Знания — совокупность сведений об
окружающем мире. Они бывают научными,
профессиональными (военными),
повседневно- практическими.

2.
Ценности — это особое отношение людей
ко всему происходящему в соответствии
с их целями, потребностями, интересами,
тем или иным пониманием смысла жизни.
Ценности характеризуются такими
понятиями, как «значимость»,
«полезность» или «вредность».
Значимость показывает степень
интенсивности нашего отношения -что-то
трогает нас больше, что-то меньше, что-то
оставляет нас спокойными. Полезность
показывает нашу практическую нужду в
чём-то. Ею могут характеризоваться
материальные и духовные ценности:
одежда, кров, орудия труда, знания,
умения и т.д. Вредность — это наше
негативное отношение к какому-то
явлению.

3.
Эмоции — это субъективная реакция
человека на воздействие внутренних и
внешних раздражений, проявляющихся в
виде удовольствия или неудовольствия,
радости, страха и т.д. Ярким выражением
влияния эмоций на мировоззрение служат
слова знаменитого философа И. Канта:
«Две вещи наполняют душу всегда
новым и всё более сильным удивлением
и благоговением, чем чаще и
продолжительнее мы размышляем
о них, — это звёздное небо надо мной и
моральный закон во мне».

4.
Воля — способность к выбору цели
деятельности и внутренним усилиям,
необходимым для её осуществления. Это
придаёт всему составу мировоззрения
особый характер, позволяет человеку
своё мировоззрение претворять в жизнь.

5.
Убеждения — взгляды, активно принимаемые
людьми, соответствующие их жизненным
интересам. Во имя убеждений люди
порой рискуют жизнью и даже идут на
смерть — так велика их побудительная
сила. Убеждения — это знания, соединённые
с волей. Они становятся основой
жизни, поведения, действия личности,
общественных групп, наций, народов.

6.
Вера — это степень доверия человека к
содержанию имеющихся у него
знаний. Диапазон человеческой веры
весьма широк. Он простирается от
практической очевидности до
религиозных верований или даже
легковерных принятий нелепых вымыслов.

7.
Сомнение — критическое отношение к
каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательный элемент
самостоятельного мировоззрения.
Фанатичное, безоговорочное принятие
каких-либо взглядов без собственного
критического осмысления называют
догматизмом.

Таким
образом, мировоззрение — это сложное,
противоречивое единство знаний,
ценностей, эмоций, воли, убеждений,
веры, и сомнений, позволяющее человеку
ориентироваться в окружающем мире.

В
зависимости от этого мировоззрение
подразделяется на обыденное,
профессиональное и научное.

1.
Обыденное мировоззрение — это совокупность
взглядов, основанных на здравом
смысле, повседневном жизненном
опыте. Это стихийно складывающееся
мировоззрение охватывает самые широкие
слои общества, имеет очень важное
значение, оно является реально
«работающим» мировоззрением
многих миллионов людей. Однако научный
уровень этого мировоззрения не
высок.

2.
Более высокой разновидностью мировоззрения
является профессиональное, формирующееся
под влиянием знаний и опыта людей в
различных сферах деятельности и т.д.
Это может быть мировоззрение учёного,
писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие
идеи, возникающие в процессе научного,
художественного, политического, и
др. творчества, могут в определённой
степени воздействовать и на мышление
профессиональных философов. Яркий
пример тому — огромное влияние творчества
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на
отечественную и мировую философию, но
и на этом уровне человек не застрахован
от ошибок.

3.
Высший уровень мировоззрения —
теоретическое мировоззрение, к которому
принадлежит и философия. В отличие
от других видов мировоззрения
философия не только является
творцом мировоззрения, но и
профессионально занимается анализом
мировоззрения, подвергает его
критическому осмыслению.

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.

 

Это
систематизированный комплекс, совокупность
взаимосвязанных взглядов, оценок,
принципов, установок, определяющих
общее, более – менее целостное понимание
мира и места в нем человека. 
Часто
к этому понятию относят и жизненные
позиции 
людей, мотивы их поведенияпрограммы их действий.
Мировоззрение — это условие практической
деятельности человека, изменения им
внешнего мира и себя самого. Определенное
мировоззрение формирует определенный
тип поведения человека.

К элементам
мировоззрения 
относятся
также знания,
представления, идеи, идеалы, вера,
сомнение, эмоции, чувства, ценности,
нормы поведения 
и
т.п. Можно выделитьмировоззрение
индивида
,
а можно говорить о мировоззрении общественном,
о мировоззрении определенного
класса
нации,
имея в виду наиболее характерные для
данного класса, нации и т.п. в целом
черты.

Мировоззрение
носит конкретно-исторический характер,
т.е. изменяется по эпохам.

В
структуре мировоззрения можно
выделить мироощущение (это
эмоционально-психологическая сторона
мировоззрения на уровне настроений и
чувств), мировосприятие (речь
идет о формировании познавательных
представлений о мире с использованием
наглядных
образов), миропонимание (познавательно-интеллектуальная
сторона мировоззрения)

2. Структура мировоззрения

Мировоззрение
представляет собой синтез различных
черт духовной
жизни человека;
это познание и переживание человеком
мира. Эмоционально-психологическую сторону
мировоззрения на уровне настроений и
чувств составляет мироощущение. Например,
одни люди имеют оптимистическое
мироощущение, другие —
пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение,
как и вся жизнь людей в обществе,
имеет исторический
характер.
 Возникновение
мировоззрения связывают с процессом
формирования первой устойчивой формы
человеческой общности — родовой общины.
Ее появление стало своеобразной
революцией в духовном развитии человека.
Мировоззрение выделило человека из
мира животных. История духовного развития
человечества знает несколько основных типов
мировоззрения.
 К
ним относятся мифологическое, религиозное,
философское мировоззрение.

Исторически
первой ступенью в развитии мировоззрения
было мифологическое мировоззрение.
Мифология закрепляла принятую в обществе
систему ценностей, поддерживала и
поощряла определенные формы поведения.
С угасанием первобытных форм общественной
жизни миф изжил себя и перестал быть
господствующим типом мировоззрения.

Коренные
вопросы всякою мировоззрения (происхождение
мира, человека, тайна рождении и смерти
и др.) продолжали решаться, но уже в
других мировоззренческих формах,
например в формах религиозного мировоззрения,
основанного на вере в существование
сверхъестественных существ и
сверхъестественного мира,
и философского мировоззрения,
существующего как теоретически
сформулированная система самых общих
взглядов на мир, человека и их
взаимоотношения.

Каждый
исторический тип мировоззрения имеет
материальные, социальные и
теоретико-познавательные предпосылки.
Он представляет собой относительно
целостное мировоззренческое отражение
мира, обусловленное уровнем развития
общества. Особенности различных
исторических типов мировоззрения
сохраняются в массовом сознании
современных людей.

Мировоззрение и типы мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Особенности философского мировоззрения

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т. д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.



В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.


Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Мировоззрение включает теоретическое ядро и эмоционально-волевой компонент.

Выделяют 4 типа мировоззрения:

1. Мифологическое 3. Житейское

2. Религиозное 4. Философское

Мифологическое мировоззрение. Его особенность в том, что знание выражается в образах (миф — образ). В мифах нет деления на мир человеческий и мир богов, нет деления на мир объективный и кажущийся, миф давал представление о том как жить. сегодня миф как манипулятор (миф в США о равенстве всех перед законом)

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия — это иллюзорное фантастическое отражение естественных явлений, которые приобретают сверхъестественный характер.

Составляющие части религии: вера, ритуалы, социальный институт – церковь.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Функции:

1. мировоззренческая 3. интегративная

2. познавательная (через библию) 4. рекреационная (удовлетворение)

5. компенсаторная (помощь)

Философское мировоззрение.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Фил. мировоззрение шире, чем научное т.к. научн. строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории.

Особенности:

— это рациональное объяснение действительности

— фил-я имеет понятийно-категориальный аппарат

— фил-я носит системный характер

— фил-я носит рефлексивный характер

— фил-я носит ценностный характер

_ фил-я требует определенного уровня интеллекта

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Билет №2 Мировоззрение и типы мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Особенности философского мировоззрения

Человек
разумное социальное существо. Его
деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.

У
человека всегда существовала потребность
выработать общее представление о мире
в целом и о месте в нем человека. Такое
представление принято называть
универсальной картиной мира.

Универсальная
картина мира – это определенная сумма
знаний, накопленных наукой и историческим
опытом людей. Человек всегда задумывается
о том, каково его место в мире, зачем он
живет, в чем смысл его жизни, почему
существует жизнь и смерть; как следует
относиться к другим людям и к природе
и т. д.

Каждая
эпоха, каждая общественная группа и,
следовательно, каждый человек имеют
более или менее ясное и четкое или
расплывчатое представление о решении
вопросов, которые волнуют человечество.
Система этих решений и ответов формирует
мировоззрение эпохи в целом и отдельной
личности. Отвечая на вопрос о месте
человека в мире, об отношении человека
к миру, люди на основе имеющегося в их
распоряжении мировоззрения вырабатывают
и картину мира, которая дает обобщенное
знание о строении, общем устройстве,
закономерностях возникновения и развития
всего, что так или иначе окружает
человека.

Обладая
общими знаниями о своем месте в мире,
человек строит и общую свою деятельность,
определяет общие и частные свои цели в
соответствии с определенным мировоззрением.
Эта деятельность и эти цели есть, как
правило, выражение тех или иных интересов
целых групп или отдельных людей.

В
одном случае их связь с мировоззрением
может обнаруживаться достаточно
отчетливо, в другом же она затемняется
теми или иными личностными установками
человека, особенностями его характера.
Однако такая связь с мировоззрением
обязательно существует и может быть
прослежена. А это означает, что
мировоззрение играет особую, очень
важную роль во всей деятельности людей.

В
центре всех философских проблем стоят
вопросы о мировоззрении и общей картине
мира, об отношении человека к внешнему
миру, о его способности понять этот мир
и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение
– это фундамент человеческого сознания.
Полученные знания, сложившиеся убеждения,
мысли, чувства, настроения, соединяясь
в мировоззрении, представляют определенную
систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение
в сознании человека- это определенные
воззрения, взгляды на мир и свое место
в нем.

Мировоззрение
является интегральным образованием,
обобщающим пласты человеческого опыта.
Это, во-первых, обобщенные знания,
полученные в результате профессиональной,
практической деятельности. Во-вторых,
духовные ценности, способствующие
формированию нравственных, эстетических
идеалов.

Итак,
мировоззрение – это совокупность
взглядов, оценок, принципов, определенное
видение и понимание мира, а также
программа поведения и действий человека.

Мировоззрение
включает теоретическое ядро и
эмоционально-волевой компонент.

Выделяют
4 типа мировоззрения:

  1. Мифологическое
    3. Житейское

  2. Религиозное
    4. Философское

Мифологическое
мировоззрение. Его особенность в том,
что знание выражается в образах (миф —
образ). В мифах нет деления на мир
человеческий и мир богов, нет деления
на мир объективный и кажущийся, миф
давал представление о том как жить.
сегодня миф как манипулятор (миф в США
о равенстве всех перед законом)

Близким
к мифологическому, хотя и отличным от
него, стало религиозное мировоззрение,
развившееся из недр еще не расчлененного,
не дифференцированного общественного
сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако
в отличие от мифа, религия не «смешивает»
земное и сакральное, а глубочайшим и
необратимым образом разводит их на два
противоположных полюса. Творческая
всемогущая сила – Бог – стоит над
природой и вне природы. Бытие Бога
переживается человеком как откровение.
Как откровение, человеку дано знать,
что душа его бессмертна, за гробом его
ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия-это
иллюзорное фантастическое отражение
естественных явлений, которые приобретают
сверхъестественный характер.

Составляющие
части религии: вера, ритуалы, социальный
институт – церковь.

Религия,
религиозное сознание, религиозное
отношение к миру не оставались жизненными.
На протяжении истории человечества
они, как и другие образования культуры,
развивались, приобретали многообразные
формы на Востоке и Западе, в разные
исторические эпохи. Но всех их объединяло
то, что в центре любого религиозного
мировоззрения стоит поиск высших
ценностей, истинного пути жизни, и то,
что и эти ценности, и ведущий к ним
жизненный путь переносится в
трансцендентную, потустороннюю область,
не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела
и поступки человека и даже его помыслы
оцениваются, одобряются или порицаются
по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде
всего, следует отметить, что воплощенные
в мифах представления тесно переплетались
с обрядами, служили предметом веры. В
первобытном обществе мифология находилась
в тесном взаимодействии с религией.
Однако было бы неправильным однозначно
утверждать, что они были нераздельны.
Мифология существует отдельно от религии
как самостоятельная, относительно
независимая форма общественного
сознания. Но на самых ранних стадиях
развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной
стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих
конструкций, мифология и религия
неразделимы. Нельзя сказать, что одни
мифы являются «религиозными», а другие
— «мифологическими». Однако религия
имеет свою специфику. И эта специфика
заключается не в особого типа
мировоззренческих конструкциях
(например, таких, в которых преобладает
разделение мира на естественный и
сверхъестественный) и не в особом
отношении к этим мировоззренческим
конструкциям (отношение веры). Разделение
мира на два уровня присуще мифологии
на довольно высокой стадии развития, а
отношение веры также неотъемлемая часть
мифологического сознания. Специфика
религии обусловливается тем, что основным
элементом религии является культовая
система, т. е. система обрядовых действий,
направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. И
поэтому всякий миф становится религиозным
в той мере, в какой он включается в
культовую систему, выступает в качестве
ее содержательной стороны.

Мировоззренческие
конструкции, включаясь в культовую
систему, приобретают характер вероучения.
И это придает мировоззрению особый
духовно-практический характер.
Мировоззренческие конструкции становятся
основой формальной регуляции и
регламентации, упорядочения и сохранения
нравов, обычаев, традиций. С помощью
обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, доброты,
терпимости, сострадания, милосердия,
долга, справедливости и т. д., придавая
им особую ценность, связывая их присутствие
со священным, сверхъестественным.

Основная
функция религии состоит в том, чтобы
помочь человеку преодолевать исторически
изменчивые, преходящие, относительные
аспекты его бытия и возвысить человека
до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь
философским языком, религия призвана
«укоренить» человека в трансцендентное.
В духовно-нравственной сфере это
проявляется в придании нормам, ценностям
и идеалам характера абсолютного,
неизменного, не зависящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат
человеческого бытия, социальных
институтов и т. д. Таким образом, религия
придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.

Функции:

1.
мировоззренческая
3. интегративная

2.
познавательная (через библию)
4. рекреационная (удовлетворение)

5.
компенсаторная (помощь)

Философское
мировоззрение.

Возникновение
философии как мировоззрения относится
к периоду развития и становления
рабовладельческого общества в странах
Древнего Востока, а классическая форма
философского мировоззрения сложилась
в Древней Греции. Первоначально возник
материализм как разновидность философского
мировоззрения, как научная реакция на
религиозную форму мировоззрения. Фалес
первым в Древней Греции поднялся до
понимания материального единства мира
и высказал прогрессивную мысль о
превращении единой по своей сущности
материи из одного ее состояния в другое.
У Фалеса были сподвижники, ученики и
продолжатели его воззрений. В отличие
от Фалеса, считавшего материальным
основанием всего сущего – воду, они
находили иные материальные основания:
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Фил.
мировоззрение шире, чем научное т.к.
научн. строится на основе данных частных
наук и опирается на разум, фил. мировоззрение
еще и на ощущения. Оно отражает мир через
понятия и категории.

Особенности:


это рациональное объяснение действительности


фил-я имеет понятийно-категориальный
аппарат


фил-я носит системный характер


фил-я носит рефлексивный характер


фил-я носит ценностный характер

_
фил-я требует определенного уровня
интеллекта

Философская
мысли есть мысль о вечном. Но это не
значит, что сама философия внеисторична.
Как и всякое теоретическое знание,
философское знание развивается,
обогащается все новым и новым содержанием,
новыми открытиями. При этом сохраняется
преемственность познанного. Однако
философский дух, философское сознание
– это не только теория, тем более теория
отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.
Научно теоретическое знание составляет
лишь одну сторону идейного содержания
философии. Другую, безусловно доминирующую,
ведущую его сторону, образует совсем
иной компонент сознания –
духовно-практический. Именно он выражает
смысложизненный, ценностно-ориентирующий,
то есть мировоззренческий, тип философского
сознания в целом. Было время, когда
никакой науки никогда еще не существовало,
но философия находилась на высочайшем
уровне своего творческого развития.

Отношение
человека к миру – вечный предмет
философии. Вместе с тем предмет философии
исторически подвижен, конкретен,
«Человеческое» измерение мира изменяется
с изменением сущностных сил самого
человека.

Сокровенная
цель философии – вывести человека из
сферы обыденности, увлечь его высшими
идеалами, придать его жизни истинный
смысл, открыть путь к самым совершенным
ценностям.

Органическое
соединение в философии двух начал –
научно-теоретического и практически-духовного
– определяет специфику ее как совершенно
уникальной формы сознания, что особенно
заметно проявляет себя в ее истории –
в реальном процессе исследования,
развития идейного содержания философских
учений, которые исторически, во времени
связаны между собой не случайным, а
необходимым образом. Все они – лишь
грани, моменты единого целого. Также,
как и в науке, и в других сферах
рациональности, в философии новое знание
не отвергает, а диалектический «снимает»,
преодолевает свой прежний уровень, то
есть включает его в себя как свой частный
случай. В истории мысли, подчеркивал
Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное
восхождение от абстрактного знания к
знанию все более и более конкретному.
Последовательность философских учений
– в основном и главном – такова же, как
и последовательности в логических
определениях самой цели, то есть история
познания соответствует объективной
логике познаваемого предмета.

В
мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека.
Философия как едино цельное мировоззрение
есть дело не только каждого мыслящего
человека, но и всего человечества,
которое, как отдельный человек, никогда
не жило и не может жить одними лишь чисто
логическими суждениями, но осуществляет
свою духовную жизнь во всей красочной
полноте и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует в
виде системы ценностных ориентаций,
идеалов, верований и убеждений, а также
образа жизни человека и общества.

Философия
является одной из основных форм
общественного сознания, системой
наиболее общих понятий о мире и о месте
человека в нем.

Соотношение
философии и мировоззрения можно
охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия».
Философия – это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение, скажем, на
житейском уровне здравого смысла,
наличествующего у человека, порой даже
не умеющего ни писать ни читать.

Критический вызов: изучение личного мировоззрения

Предлагаемые мероприятия

Студенты изучают свое мировоззрение, заполняя анкету по ключевым предположениям о мире. Оценивая точность этого профиля, ученики сопоставляют свои заявленные ответы со своим фактическим поведением.

Важно, чтобы учащиеся проявляли чуткость к другим, когда делились своими личными взглядами по таким вопросам, как человеческая природа, равенство людей и индивидуальная ответственность перед другими.Цель состоит в том, чтобы поощрять честное обсуждение, не обижая других.

Заполненные анкеты личного мировоззрения
Прежде чем обсуждать концепцию мировоззрения, предложите студентам ответить на утверждения в анкете «Личное мировоззрение», приведенной в «Изучение мировоззрения» (вспомогательные материалы). Цель состоит в том, чтобы определить ценностные позиции или предположения в ключевых элементах их личного мировоззрения.

Для получения дополнительной информации об этих ключевых элементах см. Концепция Мировоззрения (Общая информация).

Поделиться личными ответами
Предложите учащимся поделиться своими ответами с несколькими другими учащимися. Предложите студентам подтвердить свое понимание значения каждого элемента и обсудить любые области, в которых их ответы различаются.

Введение в концепцию: Worldview
Программа социальных исследований определяет мировоззрение как «совокупность представлений о жизни и вселенной, которых придерживается человек или группа; линза, через которую мир рассматривается отдельным лицом или группой; общая перспектива, с которой мир интерпретируется.«

Объясните учащимся, что их ответы на вопросник в некоторой степени отражают их мировоззрение, которое является их собственным отличительным взглядом на мир. Укажите, что мировоззрение относится к структуре или линзе, через которую человек или группа интерпретируют мир и взаимодействуют с ним. Мировоззрение создает контекст для всего, что мы делаем.

Для получения дополнительной информации об элементах мировоззрения см. «Концепция мировоззрения (справочная информация)» и «Ключи для определения мировоззрений (справочная информация)», которые можно найти в «Изучение мировоззрения» (вспомогательные материалы).

Предположим, что различные общества разработали свои собственные взгляды на мир и ответы на такие важные вопросы, как:

  • Люди от природы добрые или злые?
  • Некоторые люди заслуживают особых привилегий?
  • Обязаны ли люди сохранять мир природы?
  • На чем основаны наши моральные убеждения?

Изучить мировоззрение литературного персонажа
Вы можете использовать литературный персонаж в качестве примера для обсуждения личного мировоззрения.Выберите персонажа, которого могут знать все ученики, например Хермони Грейнджер или Гарри Поттер в Гарри Поттер или Фродо Бэггинс в Властелин колец . Как вариант, представьте короткий рассказ с четко определенным главным героем. Студенты могут ответить на вопросник с точки зрения одного из этих персонажей, чтобы определить мировоззрение этого вымышленного человека.

Исследовать вероятное поведение для данного мировоззрения
Обратите внимание на взаимосвязь между индивидуальным мировоззрением и тем, как люди живут своей жизнью.Например, предположим, что кто-то считает, что люди по природе злы. Каков будет вероятный образец поведения этого человека? Будет ли этот человек более доверчивым и добрым или подозрительным и корыстным?

Развивайте обсуждение, представив сценарии, в которых на действия человека может влиять мировоззрение человека. Например, представьте, что человек верит в добро, присущее людям. Как это мировоззрение повлияет на поведение в связанных ситуациях; е.г., знакомясь с новым человеком, решая вопрос о наказании за преступление? Попросите учащихся определить вероятные реакции в каждом сценарии, если человек считает, что люди либо по своей природе хорошие, либо по природе злые. Запишите предполагаемое поведение в соответствующий столбец, как показано в следующем примере.

Люди по природе хорошие или злые по природе?

Прогнозируемое поведение

Сценарий

Возможные действия, если кто-то считает, что люди склонны к злу от природы

Возможные действия, если кто-то считает, что люди обычно хороши от природы

Знакомство с новым человеком

  • может подозревать других
  • реже заводит друзей
    быстро
  • относительно легко заводит друзей
  • часто берет на себя инициативу знакомиться с новыми людьми
  • доверяет людям
  • Определение наказания за преступление

  • скорее всего сделает акцент на
    предотвращение человека от
    совершить еще преступления
  • скорее всего предпочтет тюремное заключение
  • могут сомневаться, что люди
    можно реформировать или изменить
  • может быть более склонен стремиться помочь индивидуальной реформе — скорее всего, будет способствовать реабилитации
  • может быть уверен, что люди могут изменить
  • Предложите студентам повторить этот процесс с другими сценариями; е.ж., заключение соглашения с другими, установление правил для подростков, одалживание кому-то денег.

    Определите прогнозируемое поведение для каждого элемента
    В группах или в качестве класса определите четыре или пять соответствующих сценариев для каждого из других элементов мировоззрения. Попросите учащихся поработать в группах, чтобы обсудить вероятное поведение для каждого сценария. Предложите учащимся поделиться своими выводами о типичном поведении, связанном с каждым элементом мировоззрения.Составьте диаграмму, обобщающую эту информацию. Студенты могут пожелать обратиться к Концепции мировоззрения (справочная информация).

    Пересмотрите вопросник первоначального мировоззрения
    Предложите студентам еще раз оценить свои первоначальные ответы на вопросник. Студенты могут обратиться к сумме

    таблицы.

    Вспомогательные материалы: Изучение мировоззрения

    Этот вспомогательный материал используется для решения критических задач в 8 классе, однако его можно адаптировать для использования на всех уровнях.

    Таблицы в Exploring Worldview помогают студентам собирать информацию об их собственном мировоззрении и мировоззрении других, в том числе находить подразумеваемое мировоззрение в художественных произведениях и других исторических артефактах. Эти диаграммы построены вокруг семи ключевых элементов мировоззрения:

    1. Взгляд на природу человека
    2. Взгляд на хорошую жизнь
    3. Равенство с другими
    4. Обязанности перед другими
    5. Взаимоотношения личности и государства (власти и общества)
    6. Связь человека с природой
    7. Источники этической мудрости.

    Следующие документы можно адаптировать и повторно сохранить для ваших нужд.

    Опросник личного мировоззрения
    Эта таблица помогает студентам сделать выводы о своем собственном мировоззрении или, возможно, о мировоззрении другого человека или группы, указав уровень их согласия с утверждениями, относящимися к каждому из семи элементов мировоззрения. Например, принимая решение о своем взгляде на человеческую природу, студенты должны учитывать, в какой степени они принимают утверждение: «Люди от природы хорошие.»Для использования этой таблицы учащихся:

    1. прочтите утверждение в левом столбце, связанное с каждым из семи элементов мировоззрения
    2. запишите уровень своего согласия в правом столбце, обведя соответствующий дескриптор по шкале от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

    Анализ мировоззрения
    Эта таблица помогает учащимся сделать выводы из текста или визуального представления о мировоззрении автора или художника.Чтобы помочь в заполнении этой таблицы, студенты могут обратиться к Подсказки для определения мировоззрений (Исходная информация), где предлагаются индикаторы, на которые следует обратить внимание при интерпретации подразумеваемой позиции по каждому из элементов мировоззрения. Например, интерпретируя взгляд автора на обязанности по отношению к другим, студенты могут посмотреть, считает ли автор, что люди должны заботиться о себе (например, оправдывает ли автор или хвалит людей, которые добились успеха за счет других?) Или что люди должны помогать другим (например,г., хвалит ли автор волонтеров и тех, кто помогает другим за свой счет?). Для использования этой таблицы студентов:

    1. записывают свои выводы о мировоззрении автора / художника в средней колонке для каждого из элементов.
    2. идентифицирует подсказки в тексте / изображении для подтверждения каждого вывода в правом столбце.

    Выбор артефактов
    Эта таблица помогает учащимся выбрать художественные произведения и другие исторические артефакты, чтобы представить каждый элемент мировоззрения группы или общества.Например, учащиеся могут подумать, какое из нескольких изображений наиболее убедительно представляет взгляд конкретной культурной группы на отношения человека с природой. Для использования этой таблицы студентов:

    • запишите в левом столбце название артефакта, который они выбрали для представления каждого элемента
    • укажите в среднем столбце, что выбранный для каждого элемента артефакт раскрывает мировоззрение группы.
    • объясняет в правом столбце причины, по которым выбранный артефакт является мощным представлением конкретного элемента.

    Кредиты

    Адаптировано из Critical Challenges In the Curriculum series. Разрешение, предоставленное Консорциумом критического мышления для использования учителями Альберты.

    .

    Четыре основных мировоззрения. Мировоззрение Мировоззрение — образ мыслей, чувств и действий в отношении жизни, светское (или нерелигиозное) представление развилось из исторического.

    Презентация на тему: «Четыре основных мировоззрения. Мировоззрение. Мировоззрение — образ мыслей, чувств и действий в отношении жизни, светское (или нерелигиозное) представление развилось из исторического». — Стенограмма презентации:

    1

    Четыре основных мировоззрения

    2

    Мировоззрение Мировоззрение — образ мыслей, чувств и действий в отношении жизни, светское (или нерелигиозное) представление, возникшее из исторических движений.

    3

    Космоцентрическое мировоззрение — «природа, центрированная на вселенной» природа полна духом, вся жизнь зависит от природы, окружающая среда, все является частью сети жизни. Язычество, аборигенная духовность / сообщества придерживаются этого взгляда. Восточные традиции — все взаимосвязано (прошлое / настоящее, сообщество (индивидуализм не является приоритетом), карма, дхарма) — права животных

    4

    Теоцентрическое мировоззрение — жизнь, «центрированная на Боге», исходит от любящего, мудрого и всемогущего Бога. Цель жизни — познать Бога. Люди созданы по образу Бога, и мы — сотворцы. Обществу нужны ценности, которые приносят пользу всему творению; и угодны Богу (золотое правило, естественный закон), все религии так или иначе вписываются в это мировоззрение

    5

    Антропоцентрическое мировоззрение — «человекоцентричные» человеческие жизни и сообщества являются центральными современными мировоззрениями, включая большинство религиозных = антропоцентрических e.г. гуманизм — у людей есть ценность и свобода (сочетающиеся как со светскими, так и с религиозными ценностями) — основано на греческой и римской мысли, «возрожденной» в эпоху Возрождения. Уважение, знание, свобода воли являются ключом к улучшению мира. Лучшие человеческие творения / ценности ведут к общему. хороший

    6

    Антропоцентрическое мировоззрение — «ориентированные на человека» западные религии соответствуют антропоцентрическим взглядам: благотворительность высоко ценится / обязательна (цдака, закят, телесные дела милосердия) Этика взаимности (золотое правило) Взгляды соответствуют законам правительства. Отношения в общине, поклонение — другой взгляд, чем в индийских религиях Религии, основанные на Священных Писаниях — знания, религиозное образование — высокий приоритет

    7

    Секулярное мировоззрение секулярное означает «время» или «возраст» — вера в ценности настоящего времени, отсутствие заботы о вечности, активно противопоставляемое религии — думаю, что оно отрицает человеческую власть, нет божественного творца или цели — нет ничего священного акцента на прогресс общества и экономики природа — это всего лишь материя — удовлетворяет человеческие потребности люди самодостаточны — не нуждаются в Боге ценности созданы людьми и являются относительными — нет абсолютного правильного / неправильного

    8

    Немного предыстории… «Следующие 10 лет будут сильно отличаться от последних 10 лет»

    9

    Как возник секуляризм? Научное открытие (Коперник, Ньютон, Галилей) — конец 15 в., навигация, математика, астрономия — бросили вызов ранее существовавшим религиозным верованиям. Печатный станок — быстро распространились новые теории. Деизм — «часы и часовщик». Просвещение — 17-18 вв., рационализм (Вселенная могла быть понята без религии) Вольтер — Деист считал религию суеверной, сдерживал людей

    10

    Как возник секуляризм? Скептицизм по отношению к религии возник в этот период. Промышленная революция 18-19 вв.- привел к урбанизации (переезд в города — потеря связи с природой). Атеистические взгляды — возникли в 19 веке, атаковали теоцентрические взгляды как порождение человеческого разума. Карл Маркс — был свидетелем угнетения классовой системы, назвал религию «опиатом масс »- держали бедных в неведении и покорности. Произведения заимствованы из его еврейского наследия. Введен коммунизм.

    11

    Как возник секуляризм? Фридрих Ницше — считал религию незрелой, делающей людей слабыми.«Бог мертв» Зигмунд Фрейд — изучил человеческую психику, пришел к выводу, что религия основана на детской потребности подчиняться («фигура отца»). Чарльз Дарвин — не делал никаких заявлений о религии, но его теория эволюции рассматривалась как вызов религии — считал Бога «высшим законодателем» — определял выживание наиболее приспособленных

    12

    Ответы на секуляризм Три современных явления произошли из оттеснения традиционных мировоззрений: доминирование светской культуры (3 определяющих признака), реакция религиозного фундаментализма, рост культов, сект, движений нью-эйдж.

    .

    История концепции Дэвида К. Ногла

    • Домой
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Награды Choice
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью
      • 4

          26 Жанры
        • Бизнес
        • Детский
        • Кристиан
        • Классика
        • Комиксы
        • Поваренные книги
        • Электронные книги
        • Фэнтези
        • Художественная литература
        • Графические романы
        • Историческая фантастика
        • История
        • Ужасы Музыкальные истории
        • Тайна
        • Документальная литература
        • Поэзия
        • Психология
        • Романтика
        • Наука
        • Научная фантастика
        • Самопомощь
        • Спорт
        • Триллер
        • Путешествия
        • Молодые люди

        1 90 Больше жанров 025

      • Сообщество ▾
        • Группы
        • Обсуждения
        • Цитаты
        • Задайте вопрос автору
      • Войти
      • Присоединиться

      Зарегистрироваться

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *