Психологические защиты по фрейду: Защитные механизмы по Фрейду с примерами. Книги по психологии, которые стоит прочитать

Содержание

Защитные механизмы по Фрейду с примерами. Книги по психологии, которые стоит прочитать

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы — это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего «Я»), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой «забывание» или «удаление» из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать предвзятым отношением со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма — это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Реакция замещения присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Психологическая защита как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как реактивное образование. Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия — это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • «Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • «Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • «Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • «Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
  • «Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • «Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • «Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Механизмы психологической защиты по Фрейду

Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями:

  1. блокированием выражения импульсов в сознательном поведении
  2. искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

  1. они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана
  2. они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции — студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой — это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ыло выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения — тем, которые общество полагает приемлемыми [Golden, 1987]. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность — такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры — благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила это. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.

Защитные механизмы по Фрейду с примерами

Общие представления о защитных механизмах с точки зрения Зигмунда Фрейда

Замечание 1

Согласно теории Зигмунда Фрейда защитные механизмы – это определенные реакции мозга на существующие внешние раздражители, возникающие на бессознательном уровне. Путем искажения реальности они способствуют снижению угрозы стресса и тревожных проявлений.

Источниками стресса в данной ситуации выступают общественные нормы и правила, оказывающие давление на человека и приводящие к возникновению тревоги, стресса и депрессии.

Основной целью действия защитных психологических механизмов является ограждение человека от возможных переживаний, вызываемых противоречиями между социальными требованиями и личными взглядами человека.

Виды защитных механизмов

В связи с тем, что у каждого человека существуют индивидуальные особенности, реакция на те или иные события у каждого индивидуальная. В связи с этим исследователями были выделены различные виды защитных механизмов. К ним относят:

  • вытеснение;
  • проекцию;
  • замещение;
  • рационализацию;
  • реактивные образование;
  • регрессию;
  • сублимацию;
  • отрицание.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные свойства защитных механизмов и их проявления

Рассмотрим свойства и особенности защитных механизмов более подробно.

Вытеснение — данный защитный механизм является своеобразной основой, на базе которой получают импульс к развитию более сложные защитные механизмы. Данный механизм представляет собой особое «забывание» или «удаление» с сознательного уровня мыслей и чувств, которые выступают как источник тревоги и психологического дискомфорта. Вследствие действия данного механизма из памяти исчезают события, которые предшествовали возникновению психологической травмы. Однако необходимо отметить тот факт, что защитный механизм вытеснения не является абсолютным и всегда есть возможность того, что подавленные воспоминания найдут выход. В связи с этим человек затрачивает большое количество энергии на подавление неприятных воспоминаний и тем самым страдает сфера развития личности в целом.

Примером отражения механизма вытеснения в реальной жизни может выступать ситуация в которой добропорядочный супруг, в силу имеющихся у него моральных принципов, не допускает даже малейшей возможности измены в супружеской жизни. Он всячески избегает и вытесняет мысли и фантазии на данную тему. Однако совершенно не исключено, что данный запрет не будет находить свое проявление во сне.

Проекция — механизм при использовании которого человек переносит свои мысли и чувства на окружающих людей, стремясь подобным образом снять с себя ответственность за собственные неприятности и неудачи.

Примером проявления данного механизма может служить ситуация, в которой студент или ученик не приготовились к экзамену. Полученную плохую отметку он пытается объяснить тем, что преподаватель просто предвзято относится к нему как к человеку.

Замещение — действие данного механизма представляет собой переадресацию внимания с угрожающего объекта на другой. Ярким примером данного механизма выступает поведение ребенка, который был наказан родителями и вымещает свою обиду на младших братьях, сестрах или игрушках, обижая и ломая их. У взрослых данный механизм также проявляется в вымещении отрицательных чувств на более слабого человека, домашних животных или окружающих предметах.

Рационализация — представляет собой намеренное искажение человеком окружающей реальности с целью сохранения высокого уровня самооценки и самоуважения. Примером проявления механизма рационализации может выступать поведение мужчины, которому отказывает во внимании интересующая его женщина. Не желая признать неудачу, мужчина убеждает себя и окружающих людей в ее непривлекательности и наличие у нее множества отрицательных качеств, которые не имеют к нему никакого отношения. Таким образом, мужчина сохраняет чувство собственного достоинства и душевное спокойствие.

Реактивное образование находит свою реализацию на двух уровнях:

  • в процессе подавления возникающих негативных или неприемлемых импульсов;
  • одновременно с этим происходит формирование побуждений противоположного содержания на уровне бессознательного и подсознания.

Чаще всего подобный механизм проявляется в общественной жизни. Например, в социуме считается крайне неприличным активное проявление полового влечения. Таким образом, женщина, которая имеет подобную особенность, активно подавляет ее в себе и для того, чтобы заслужить одобрение и общественный статус выступает активным борцом за мораль и высокую нравственность.

Регрессия — это своеобразный возврат к детским моделям поведения. Действие данного механизма происходит с целью ограждения личности от возникающих потрясений и стресса. Ярчайшим примером данного защитного механизма выступает плач.

Сублимация — психологический механизм, позволяющий человеку изменять свои импульсы и взгляды, для того, чтобы они стали приемлемыми для данного социального окружения. Именно сублимация считается в психологии одним из самых здоровых и правильных механизмов психологической защиты личности, в связи с тем, что человек не просто сдерживает, имеющиеся у него негативные импульсы, а меняет форму их проявления в соответствии с его возможностями и нормами социального окружения.

Яркими примерами проявления данного защитного механизма могут выступать спорт и спортивные достижения человека, создание произведений искусства, литературное творчество.

Зигмунд Фрейд чаще всего обращал внимание на сублимацию сексуального влечения человека.

Отрицание — защитный механизм, заключающийся в отказе человека признавать факты происшествия отрицательных и травмирующих событий.

Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом.

Защитные механизмы по Фрейду: теория и реальные примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы внимательно рассмотрим защитные механизмы по Фрейду, так как ими пользуется абсолютно каждый человек, часто совсем не осознавая как и зачем. И я хочу, чтобы вы научились отслеживать, когда у вас какой-то из них включается, потому что часто, вместо защиты психики, они вредят и не дают ощутить полноту жизни, сдерживая человека в проявлениях и ограничивая его в действиях.

Общая информация

Психоанализ – одно из направлений в психологии, основанное Зигмундом Фрейдом, именно он и ввёл в обиход понятие о защитных механизмах, считая, что это такой способ психики защититься от напряжения.

Если бы у нас не было такого рода самозащиты, мы бы все поголовно страдали неврозами. Они являются приобретёнными, обычно в детстве, ребёнок, наблюдая за типом реакции взрослых на различные раздражители, перенимает их, так как считает, что именно так вести себя правильно и необходимо. Таким образом он социализируется, даже ещё не умея разговаривать. Он всё будет «впитывать как губка» и в дальнейшем, конечно же, повторять.

Дети не так глупы, как кажутся на первый взгляд, они способны «считывать» информацию, даже если она тщательно оберегается. Они умеют чувствовать, не умеют и не знают лишь то, как с этим потом обходиться. И если родители «застревали» на каком-то одном механизме, или слишком часто ими пользовались — то не стоит удивляться, что у их чада, уже взрослого, будет аналогичное поведение и проблемы.

Функции защитных механизмов

мужчина выбирает замокмужчина выбирает замок

  1. Они помогают свести к минимуму последствия внутриличностного конфликта. То есть когда возникает противоречивая борьба между нормами поведения и желаниями. Например, самое банальное – когда необходимо защитить себя и победить, но в законе и Библии сказано «не убий».
  2. Минимизируют проживание негативных чувств, помогают с ними справиться.
  3. Снимают напряжение, чтобы психика осталась сохранной. При чрезмерной тревоге или если человек не зрелый, эти механизмы могут не справиться. В таком случае возникает невроз, иногда депрессия и разрушение, деградация личности. Про деградацию можете почитать тут.
  4. Порой излишне искажают реальность, вследствие чего человек ведёт себя неадекватно, не конструктивно и порой небезопасно.

Виды

1.Вытеснение

Самым простым и часто встречающимся является вытеснение. То есть, когда из сознания внезапно исчезают мысли, чувства, знания и прочая информация, которая причиняет страдания и боль. Только это всё не просто стирается, а перемещается в бессознательное, откуда и пытается периодически прорваться в виде снов, шуток, оговорок и прочего. Вытеснение приносит для психики серьёзные последствия в виде постоянной траты энергии, что со временем сильно истощает организм.

Если им злоупотреблять, то вполне могут возникнуть и психосоматические заболевания. Это когда вдруг без особых на то показаний человек начинает терять зрение или слух, неосознанно желая чего-то не видеть или не слышать. Замечали, как дети, играя в прятки, просто зажмуривали глаза или укрывались одеялом, считая, что так их не найдут? Точно так же и взрослые забывают неприятные события, будто их и не было, убирая из своей памяти.

А было такое, что вам говорят неприятные слова, а вы их не слышите, а просто наблюдаете за губами? Как бы со стороны, отмечая, что совсем бесчувственны в данный момент?

2.Проекция

Интересный способ, который выполняет функции так называемого «козла отпущения». Потому что с его помощью перекладывается ответственность на других людей, предметы, явления. Человек просто проецирует, то есть приписывает свои черты характера, поступки, мысли и чувства на других. А учат этому с детства, предлагая ударить стульчик, о который ребёнок поранился, чтобы отомстить. Или говорят, что мяч попался плохой, поэтому он не попадает в ворота.

Бывает такое, что вы, не имея на то оснований, просто очень сильно кого-то невзлюбили? Вот прям замечаете, что раздражает, а понять почему, не можете. Это как раз работает проекция. Если хорошенько подумать, то можно осознать, что на самом деле он кого-то вам очень сильно напоминает, может даже какую-то непринятую вашу часть личности, поэтому вы так к нему отнеслись. А если хорошенько присмотреться, то и личность вроде бы окажется хорошей и интересной.

3.Замещение

Это когда по каким-то причинам, в основном из-за невозможности и небезопасности, человек переадресовывает свои импульсы на более реальный объект, не столь угрожающий. Или когда удовлетворяет свои потребности не напрямую, но насыщения особо не получает. Например, начальник раскритиковал работу подчинённого, и он для него является важной фигурой, особенно, если руководитель директивен, поэтому в ответ выразить свою злость не смог.

Но злоба то есть, и выход ей надо дать обязательно. Тогда, в лучшем случае, дома ужин ему покажется не вкусным, и он раскритикует жену, а в худшем – может и вовсе применить насилие по отношению к ней. А это не принесёт никакого удовольствия, вызывая только вину и различные комплексы, снижение самооценки.

4.Рационализация

мужчина стоит на коленях перед женщиноймужчина стоит на коленях перед женщиной

О ней я рассказывал в этой статье. Интересный способ, помогающий найти удобное для себя объяснение чему-то, чтобы снизить уровень тревоги и защитить самооценку. К примеру, одна женщина решила прекратить отношения из-за агрессивности мужчины. Ему сложно принять факт отвержения, осознать, что своими словами и поступками делал больно, принять ответственность за действия. Тогда он начнёт рационализировать, обесценивая сами отношения и находить аргументы в пользу разрыва.

Ну, к примеру, посчитав, что партнёрша не так красива, и что он встретит более симпатичную и интересную, а эта просто не любила его и вообще, пользовалась.

5.Реактивное образование

Это такая система защиты, когда что-то неприятное, пугающее в себе подавляется, а затем находит выход в противоположности. Его ещё называют обратным действием. Может, слышали о такой версии, что люди, очень агрессивно настроенные против людей нетрадиционной сексуальной ориентации, на самом деле подавляют интерес к своему полу, пугаясь ему? И тогда, движимые страхом и растерянностью, они вызывают в себе ощущение отвращения и злобищи к тем, кто позволил себе этот интерес.

Понять, что это именно реактивное образование поможет осознание того, что в каком-то вопросе человек совсем негибок. То есть не хочет слышать другое мнение, а также слишком преувеличивает негативность неодобряемого им явления или действия. И чем сильнее выражается протест, тем сильнее его психика обороняется.

6.Регрессия

Означает возврат к прошлым этапам своего развития, то есть в детство. Проще говоря – шаги обратно. Иногда это полезно, так как может указать на не пройденные моменты, с которыми не справился, чтобы в настоящем всё-таки завершить процесс и достигнуть зрелости. Но, чаще всего у тех, кто не стремится к самопознанию, вызывает угрозу жизни и невозможность обустроить её.

Простые примеры регрессии: чрезмерная показательная обидчивость, когда личность способна замолчать и не разговаривать целыми днями со своим обидчиком. При ссорах использование кривляний, неконтролируемое желание «свергать» всех авторитетов, обесценивать их.

7.Сублимация

Или творческое приспособление, адаптация — это попытка преобразовать социально или личностно непринятые импульсы в более реальные и одобряемые. К примеру, сейчас менее, но раньше, в советские времена сильно порицалась мастурбация.

Подростки, у которых начинала проявляться сексуальность, имели несколько вариантов: заниматься ею и испытывать сильную вину и отвращение к себе за сознательный «грех», порой получая наказания от взрослых, если попадётся, или преобразовать эту энергию, желание в другую деятельность, например, увлёкшись футболом и с утра до ночи, пропадая на поле.

У Фрейда была теория, что именно благодаря сублимации сексуальных инстинктов совершаются великие открытия и достижения, как в науке, так и искусстве, спорте и т.д.

8.Отрицание

Название в принципе говорит само за себя. Очень ярко проявляется в проживании горя, являясь изначально первым этапом его работы. То есть, когда происходит внезапная смерть близкого или знакомого человека, для сохранности психике приходится отрицать этот факт. Поэтому отец изнасилованной дочки долго не верит в случившееся, а жена отрицает измену мужа, даже убедившись воочию, она подумает, что ей лишь показалось.

Но оно искажает реальность, и если «застрять» в этом отрицании, то можно очень сильно истощить свой организм, доведя до смерти, по крайней мере, разрушить социальные связи и быт – наверняка.

Например, если человеку ставят страшный диагноз, онкологию, он может всячески игнорировать её, не веря в то, что такое могло с ним произойти, ведь не заслужил и прочее. И тогда он не лечится, не замечает симптомы, считая, что врачи ошиблись, пока не станет совсем поздно, если не наберётся смелости «посмотреть правде в глаза».

Заключение

человек стоит на вершине горычеловек стоит на вершине горы

Все эти виды полезны для нас, если стоит реальная угроза жизни или здоровью, но если пользоваться ими при каждом удобном случае – они принесут большой урон. Поэтому будьте внимательны к себе, не стоит зря тратить энергию, лучше направить её в полезное русло. А для этого придётся осознавать свои поступки, действия и мысли, находить им объяснение и «тормозить» себя в случае нерациональности.

Психология – интересная штука, поэтому предлагаю подписаться на мой блог, чтобы больше узнавать о себе, своих механизмах защиты и развиваться, чтобы улучшить качество своей жизни и быть здоровым и успешным. А на сегодня всё, берегите себя и будьте внимательны.

Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду

Фрейд описал несколько основных защитных механизмов — это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.

Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду

Вытеснение — это  подавление  подсознательных влечений  и  переживаний, создающих     угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательно. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через оговорки, сновидения и т.д.

Например, добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге. В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии, в которых он принимает участие. Это типичный пример действия вытесненных влечений. Фрейд называл это психопатологией обыденной жизни.

Проекция — это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний. Скажем ханжа — человек, скрывающий свои сексуальные влечения и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих. Или мания преследования, — когда человек приписывает другим свои агрессивные импульсы, искренне считая, что они хотят его убить.

Замещение — это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.

Рационализация — это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений. Скажем, начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги». Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты — плохо исполняли обязанности.

Реактивное образование — это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство. Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.

Регрессия — это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают, как правило, незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм. Примеры регрессии — это такие реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, «надуться» и ни с кем не разговаривать и т.д.

Разновидностью «детских» реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или мать, чьи дети трагически погибли, ведет себя так, как будто они живы.

Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и все люди время от времени прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы — белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности. Вместе с тем, люди различаются между собой по способности к сублимации и к контролю над влечениями. Многое зависит от степени развития, зрелости личности, основы которой закладываются в раннем детстве. Корни многих неврозов и более тяжелых расстройств — психозов — следует, по мнению Фрейда, искать в ранних детских переживаниях.

В целом взгляд Фрейда на проблему девиантности и агрессии не отличается особым оптимизмом. Фактически он является признанием того, что войны, насилие и психические расстройства — неизбежные спутники человеческого существования. Проистекают они из инстинктивной, порочной человеческой природы, лишь отчасти облагораживаемой моральными нормами и ценностями. Следует понимать, что психодинамический взгляд на личность — это не только научная теория, но и философия человека. В частности, вопрос о смысле человеческого существования этим взглядом снимается. Человек рассматривается, как существо, стремящееся к снятию напряжения, гомеостазису.

Интересно, что если логически развить этот взгляд на человека, то различного рода отклонения (например, аморальное или агрессивное поведение) становятся, в определенном смысле, «естественными», — ведь они проистекают из самой природы человека. А сама мораль становится при этом не более, чем коллективным «защитным механизмом». Именно на это философское основание опиралась «сексуальная революция».

Несмотря на достаточно жесткую философскую критику теории Фрейда (и многих его последователей), психоанализ позволил прояснить многое из того в человеческом поведении, что до Фрейда оставалось за пределами научного изучения. Самые знаменитые ученики Фрейда — А.Адлер и Г.Юнг — модифицировали и изменили первоначальную теорию учителя, сохранив общий «динамический» подход.

Проекция, отрицание и другие защитные механизмы по Анне Фрейд в анимированном видео

Кто из нас хоть раз не находился в процессе отрицания, вытеснения, проекции, рационализации или интеллектуализации событий, регрессируя в детство, замещая свой гнев или сбегая в фантазии? Многим эти термины хорошо знакомы. Своим местом в культуре по большому счёту они обязаны психоаналитику Анне Фрейд, которая каталогизировала эти и другие защитные механизмы в своей книге «Эго и механизмы защиты» (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936). Она объяснила, как мы иногда впадаем в неприятное и даже смущающее поведение, чтобы защитить своё Эго – предпочтительную версию самих себя.

Дочь Зигмунда Фрейда внесла значительный вклад в психоаналитическую науку. Многие термины, введённые Зигмундом Фрейдом, – Эдипов комплекс, Ид (Оно), Эго и Супер Эго – остаются в современном лексиконе. Определения, которые дочь «отца психоанализа» дала механизмам защиты, находят ещё большее применение.

О ключевых механизмах с разъяснениями и примерами можно узнать всего за 6 минут из видео, опубликованного YouTube-каналом The School of Life.

Видео с русскими субтитрами, ниже стенограмма:

Анна Фрейд была дочерью основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Она родилась в Вене в 1895 году, когда радикальные теории её отца о сексе и психике начали набирать популярность в Европе. Она стала школьным учителем и затем – психоаналитиком и пионером в психоаналитическом лечении детей, открывая клиники и детские сады для детей, травмированных войной, выживших в холокосте или имеющих другие сложности в жизни.

Для нас, возможно, наиболее важно то, что Анна – проводник по теме защитных механизмов, которые она прекрасно описала в своей книге 1936 года «Эго и механизмы защиты». В книге впервые изложена идея, что мы инстинктивно пытаемся защитить своё Эго (наше представление о том, кем мы являемся) с помощью различных защит.

Сложность состоит в том, что, защищая себя от гипотетической боли, мы наносим вред нашей возможности построения долгосрочных отношений с реальностью и, как следствие, своему дальнейшему развитию и созреванию.

Анна Фрейд выделила 10 защитных механизмов:

1. Отрицание.

Отрицание, это когда мы не признаём существование проблемы, и думаем примерно таким образом: мне нравится выпивать, иногда у меня бывает тяжёлое похмелье, но я могу с этим справиться! Если другие люди пытаются указать нам на нашу проблему, нам свойственно реагировать на это очень плохо.

Механизм немедленного выживания – это краткосрочный инстинкт, чтобы оставаться о себе хорошего мнения – означает отказ признавать нашу потребность в изменениях.

2. Проекция.

При Проекции вы приписываете негативное ощущение, которое у вас возникает, кому-то другому. Например, у вас может возникнуть ощущение, что ваш партнёр будет крайне критичным, если вы не заработаете в этом году больше денег, чем в прошлом. Но в реальности он может быть вполне понимающим и сопереживающим. Жестокие, суровые мысли не в вашем партнёре, они внутри вас – и они принимают форму, которую, скажем, ваша мама использовала при общении с вами… Но вы приписываете эти негативные ощущения, которые вы не хотите признавать в себе, кому-то другому. Это – проекция.

3. Обращение против себя.

Это когда мы думаем плохо о себе, избегая таким образом ещё более ужасных мыслей: что кто-то, на чью любовь мы надеемся, на самом деле нас не любит.

Анна Фрейд обнаружила, что дети делают это постоянно. Ребёнок, подвергшийся насилию со стороны родителя, как правило, будет искать спасения в такой мысли, которая хоть и мрачна, но мене ужасна, чем альтернативы. Он или она будут думать: я, должно быть, никчемный, раз мой родитель так со мной поступает. Так что на самом деле ход мыслей таков: у меня всё ещё есть хороший родитель.

Конечно, больно думать, что мы плохие и никчемные, но для особо хрупкой детской психики это переживается менее катастрофично, чем альтернатива: думать о том, что мы в руках родителя, которому всё равно.

4. Сублимация.

Мы сублимируем, когда направляем запретные чувства или мысли – часто о сексе или насилии – на более «высокие» и тонкие материи. Многие художники и особенно музыканты использовали сублимацию для переключения с негативного жизненного опыта, например, наркотическая зависимость, социальные беды, проблемы с семьёй и так далее на популярные и вызывающие резонанс продукты творчества.

Сублимация – всё ещё защитный механизм, но один из самых лучших.

5. Регрессия.

Анна Фрейд верила, что когда с нами случается что-то неприятное, то мы часто регрессируем к способу поведения, который использовали когда были младше. В частности, мы делаем то, что обычно делают дети, которые хотят избежать ответственности. Для ребёнка всегда виноват кто-то другой, чаще всего – родитель – и он должен исправить ситуацию.

В регрессии мы переживаем инфантильное чувство собственной чистоты и невинности. Во всём виноват весь остальной мир. Все остальные должны разобраться в проблемах. По Анне Фрейд, это нормально для большинства здоровых в других отношениях взрослых – регрессировать под давлением обстоятельств. Это становится проблемой лишь в том случае, если продолжается слишком долго.

6. Рационализация.

Рационализация – это разумное оправдание для наших действий (или того, что с нами случилось). Но оно тщательно адаптировано для получения тех выводов, в которых мы нуждаемся: что мы невинные, милые, достойные люди. Например, после того, как нас не взяли на работу, рационализирующая защита сказала бы: это была «скучная компания» или «в любом случае я не очень-то хочу там работать». Такие люди могут очень нуждаться в работе, но очень унизительно и глубоко мучительно признавать это на уровне Эго.

7. Интеллектуализация.

Интеллектуализация похожа. Скребущее чувство утраты, вины, предательства и гнева при расставании с партнёром могут быть нейтрализованы с помощью размышления об истории поздней Римской Империи или планах правительства о повышении налоговых ставок.

Многие интеллектуалы не просто много думают, они также виновны в «интеллектуализации», это означает, что им свойственно держать наготове набор наиболее волнительных тем, вызывающих напряжение.

8. Реактивная формация.

Реактивная формация побуждает к противоположным, чем наши изначальные неприемлемые чувства. Например, кто-то, испытывающий повышенный интерес к подростковой сексуальности, может уйти в религию, делая особый акцент на воздержании среди молодёжи.

В детстве мы часто грешим реактивной формацией. Когда мы смущаемся из-за интереса к однокласснику, то можем быть злыми или агрессивными по отношению к нему, вместо признания того, что он нам нравится.

9. Замещение.

Замещение – это перенаправление (чаще агрессивного) желания на другого получателя, обычно менее угрожающего или того, кого проще обвинить.

Это классический случай, когда кто-то, почувствовав угрозы своего босса, придя домой, начинает срываться на своём партнёре.

10. Фантазирование.

Фантазирование – избегание проблем путём фантазии, изолируя себя от реальности: от мечтаний наяву до чтения литературы и просмотра порно. Мы его используем для переноса себя из угрожающего нам мира, чтобы найти комфорт в другом месте.

Превью: Зигмунд Фрейд в своем офисе в Вене с дочерью Анной, 1937 год. Фотография сделана принцессой Евгенией Греческой, дочерью Мари Бонапарт.

Смотрите также:

Механизмы психологической защиты по Фрейду

Все слышали о существовании некой психологической защиты. Это механизмы, которое запускает наше подсознание с целью защиты от неприятного, угрожающего фактора. Говоря о подсознании, мы имеем в виду то, что человек не управляет этими процессами напрямую. Как правило, мы не можем объяснить, почему так или иначе поступает. Но это значит одно – на подсознательном уровне мы защищаемся от чего-то. Чаще всего такой защитой является витание в облаках, мечтательность и, конечно же, юмор.

Механизмы психологической защиты тщательно изучал и объяснял известный ученый и философ Зигмунд Фрейд. Он известен тем, что ввёл понятия «Оно-Я-Сверх я», что также относится к нашей теме.

Фрейд объяснял свою теорию механизмов защиты тем, что каждый день в своей жизни мы сталкиваемся со многими факторами. Некоторые из них могут быть отрицательными, и принимай мы всю их интенсивность на себя, тяжёлые психические стрессы, нервные срывы нам обеспечены.
На бессознательном уровне мы боремся с этими явлениями. Мы можем их даже не замечать, не помнить их. Но они дают о себе знать, всплывая в сновидениях, оговорках (что также детально изучил Фрейд).

Психоаналитик подчёркивал исключительную значимость этих механизмов. По сути, они оберегают эго человека, помогают нам пребывать в нормальном состоянии. Если же система нарушена – повседневная жизнь стала бы мучительной, просто невозможной для огромного количества людей. Это как таблетка, утоляющая физическую боль.

Фрейд долго проводил исследования, наблюдая за типичными проявлениями защитных психологических механизмов. Результаты он свёл в свою классификацию, которая делится на первичные и вторичные механизмы. К первой группе относятся: всемогущий контроль, диссоциация, интроекция, отрицание, примитивная идеализация, примитивная изоляция, проективная идентификация, проекция, расщепление Эго и соматизация. Ко второй группе Фрейд отнёс: аннулирование, репрессию, смещение, игнорирование, идентификацию, изоляцию аффекта, интеллектуализацию, компенсацию, морализацию, разрядку, аутоагрессию, раздельное мышление, рационализацию, реактивное образование, реверсию, регрессию, сексуализацию и сублимацию.

Подробно мы рассмотрим именно те механизмы психологической защиты личности, которые встречаются чаще всего

Отказ
Проявляется в нежелании принимать очевидную истину, принимать положение вещей. Обычно это происходит, когда случается что-то крайне неприятное, трагическое. Получая известие о смерти близкого человека или узнавая о наличии у себя тяжёлой болезни, человек не верит в это, не желает, чтобы это было правдой. Ему это похоже на чудовищную ошибку.

Репрессия
За психологическим термином скрывается подсознательное отталкивание воспоминаний и мыслей о том, что тревожит и огорчает. Другими словами, это мотивированное забывание. В виду того, что всё это делается подсознательно, воспоминания могут изменяться. Нужно сказать, что даже если элементы, наносящие нам психологический урон, и уйдут в подсознание, навсегда они не исчезнут. Они будут продолжать влиять на поведение человека, проявляться в снах. Находясь под гипнозом, человек легко их вспомнит. Если думаете, что не сталкивались с репрессией, вспомните, как Вы смотрели телевизор, чтобы не думать о плохом или включали музыку, чтобы сменить обстановку и отвлечься. Вот то-то и оно.

Регрессия
Этот метод защиты подразумевает возврат к более ранним моделям поведения. Многие люди, сталкиваясь с неприятной ситуацией, начинают впадать в ребячество, вести себя как маленькие дети. У некоторых это перерастает в инфантильность. Объясняется такое поведение просто: в детстве мы все чувствовали защищённость, находясь под опекой взрослых. Они нас защищали, решали наши проблемы. Сейчас мы на бессознательном уровне начинаем вести
себя как в детстве, полагая, что защита вернётся.

Смещение
В психологии этот метод трактуется по-разному. Фрейд связывает это с подсознанием. В частности, после сновидения, человек иногда задумывается об его смысле и тут смещение играет роль цензуры: некоторые элементы сна замещаются другими, более нейтральными, который человек неосознанно додумал сам.
Другие психологи смещением называют перенос эмоций человека на объект, который не имеет отношения к его нынешнему состоянию. То есть, нас кто-то разозлил, а мы срываемся на другого по причине того, что конфликт с обидчиком нежелателен.

Сублимация
Этот механизм также был описан Фрейдом. Он подразумевает перенаправление своих мыслей и энергии в социально приемлемые формы. Чувствуя неуёмное сексуальное желание или ненависть, человек не утоляет их напрямую, а выплёскивает эмоции, рисуя картины или занимаясь спортом.

Сверх-компенсация
Фрейд называл сверх-компенсацией попытки преодолеть свои реальные или воображаемые недостатки. То есть, это дополнительные усилия, прилагаемые человек для разрешения какой-либо ситуации.

Проекция
Это бессознательное проектирование своих мыслей и чувств на других людей, которые их не испытывают. То есть, человек свои собственные мысли принимает за те, которые пришли извне. Этот механизм защиты обычно присущ людям, страдающим параноидальными расстройствами.

Интеллектуализация
Заключается в попытке абстрагироваться от своих чувств и сосредоточиться на фактах. Другими словами, попав в крайне неприятную ситуацию, человек пытается рассуждать о ней, как о каком-то теоретическом понятии, как о чём-то обыденном, чтобы была возможность трезво оценить происходящее и найти выход.

Рационализация
Этот механизм заключается в том, что пытаясь объяснить своё поведение, человек использует только те детали, приходит только к таким выводам, которые высветлят его поведение как правильное и хорошо контролируемое. То есть, человек подсознательно хочет себя оправдать, опуская при этом факторы, говорящие, что он неправ.

Обратная сторона защитных механизмов

Мы говорили о том, что психологические механизмы защиты действуют в наших интересах и оберегают наше Эго. Но у любой медали есть две стороны. Иногда случается так, что человек полностью оказывается во власти того, или иного механизма. Он теряет связь с реальностью, а это выливается в психические расстройства.

К примеру, интеллектуализация может привести к тому, что человек начнёт блокировать проявления любви и любых других эмоций. Он лишится любых эмоций, не будет реагировать на критику или похвалу, потеряет интерес к сексуальным отношениям. Это перетечёт в шизоидное расстройство. И это лишь один из немногих примеров. На самом деле, любой из психологических механизмов защиты может привести к таким неприятным последствиям.

тэги: Зигмунд Фрейд, популярная психология

Основные теории психоанализа Зигмунда Фрейда: краткое изложение

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

  • Терапевтические услуги
  • Биография терапевта
  • О нас
  • Темы

личностью , который характеризуется скупостью, чрезмерной опрятностью, перфекционизмом и упрямством. Другой возможный результат — это анальная экспульсивная личность , которая определяется отсутствием самоконтроля, небрежностью и беспорядочным поведением.

Фаллический этап

Эта стадия наступает в возрасте от четырех до шести лет, когда начинают развиваться эрогенные зоны тела, то есть гениталии. На этом этапе дети часто играют со своими гениталиями, чтобы исследовать их.То, как родители реагируют на такое поведение своих детей, определяет исход фиксации на данном этапе. Согласно Фрейду, мальчики и девочки испытывают Эдипов комплекс на этой стадии, а мальчики страдают от кастрационного беспокойства .

По словам Карла Густава Юнга, который не был согласен с Фрейдом в том, что девочки тоже испытывают Эдипов комплекс, девочки испытывают конфликт с Электрой и страдают от зависти к пенису . Согласно Фрейду, мальчика больше привлекает его мать, а дочери на этом этапе привлекает отец, и оба не любят однополых родителей.Это может быть этап, на котором дети боготворят своих родителей, что Фрейд интерпретировал как сексуальное желание. Это одна из самых спорных частей этой теории, которая обсуждается до сих пор.

Уровень задержки

Эта стадия наступает с шести лет до полового созревания, когда дети не проявляют сексуальных чувств. Согласно Фрейду, дети на этой стадии подавляют свою сексуальную энергию и направляют ее на асексуальные занятия, такие как школа, спорт, хобби, социальные отношения, дружба с однополыми и т. Д.Фиксация на этом этапе приводит к сексуальной неудовлетворенности в дальнейшей жизни.

Генитальная стадия

Эта стадия длится от полового созревания до смерти, что также является периодом достижения детьми половой зрелости. То, как дети исследуют и экспериментируют со своей сексуальностью на этом этапе, определяет их взрослое поведение. Дети с более решительным психосексуальным развитием обладают большей способностью развивать нормальные отношения с противоположным полом, тогда как фиксация на этом этапе приводит к тому, что ребенок становится фригидным и импотентом в более поздней жизни, а также имеет неудовлетворительные межличностные отношения.

Для лучшего понимания взгляните на следующую диаграмму, которая поможет вам быстро понять этапы.

Этап Год Характеризуется
Устный этап 0 — 1 год Ребенок получает удовольствие через рот, сося, кусая, глотая и т. Д. Конфликт возникает, когда оральные потребности ребенка не удовлетворяются.
Анальный этап 2–4 года Анус становится центром удовлетворения, когда начинается приучение к туалету, и удовольствие достигается за счет дефекации или удержания лиц.
Фаллический этап 4-6 лет Гениталии становятся центром удовлетворения, и у детей развивается влечение к родителям противоположного пола. Мальчики и девочки страдают комплексом Эдипа (по Фрейду), а девочки — комплексом Электры (по мнению Карла Густава Юнга).
Уровень задержки 6 лет — половое созревание У детей не происходит психосексуального развития. Либидо направлено на асексуальную активность.
Генитальный этап Половое созревание — смерть Это период полового созревания, когда вновь пробуждаются сексуальные влечения, которые могут побудить детей исследовать свою сексуальность.

Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …

Давайте работать вместе!

Теория Фрейда утверждает, что развитие человека завершается к тому времени, когда он / она достигает зрелого возраста.Сексуальный опыт людей определяет их поведение на протяжении всей жизни. Однако эта теория психосексуального развития подвергалась и продолжает подвергаться критике со стороны экспертов из-за чрезмерного акцента на сексуальности без каких-либо подтверждающих данных. Вместо этого современные психологи считают, что развитие личности — это непрерывный процесс, который происходит на протяжении всей жизни.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *