Характеристика межличностных отношений и их виды: Межличностные отношения: классификация и виды

Содержание

В чем состоят основные особенности межличностных отношений и на какие уровни они подразделяются?

В жизни любого человека огромную роль играют межличностные отношения. Дружба, приятельство, семья, деловые коммуникации – без всего этого невозможно представить наше существование. В чем состоят основные особенности межличностных отношений? Какие выделяют их виды и уровни?

Понятие и роль межличностных отношений

Под межличностными отношениями подразумевают совокупность всех видов связей и способов взаимодействия людей. Они могут возникать как между двумя индивидами, так и между большими общественными группами. Межличностные отношения основываются на взаимных либо противоположных целях людей и могут носить положительный либо отрицательный эмоциональный характер. В тех случаях, когда интересы индивидов резко расходятся, может возникнуть межличностный конфликт.

Различные отношения между людьми возникают абсолютно во всех сферах нашей жизни. Без них невозможно существование человека, его становление как личности. Люди постоянно оказывают друг на друга влияние, которое может быть как положительным, так и негативным. С помощью коммуникаций индивидов устанавливаются нормы и правила поведения в обществе. Кроме того, межличностные отношения являются фундаментом для построения сложных сообществ, начиная от поселков и заканчивая государствами.

Виды межличностных отношений

В зависимости от тех или иных критериев, существует несколько классификаций межличностных отношений. Исходя из целей, преследуемых индивидами во время взаимодействия, выделяют первичные и вторичные отношения. Первые из них возникают, как правило, самостоятельно и непроизвольно. Вторичные межличностные отношения определяются конкретными функциями и задачами людей в процессе общения.

По своему характеру межличностные отношения могут быть деловыми (формальными) либо личными (неформальными). Деловые коммуникации основаны на взаимодействии людей по поводу работы и служебных обязанностей. Они носят официальный характер и регламентируются некими правилами и нормами. В чем состоят основные особенности межличностных отношений личного типа? В отличие от деловых, они диктуются чувствами и эмоциями людей, их привязанностями и интересами. Такие отношения строятся на доверии и взаимопонимании.

С точки зрения статуса и равноправия людей, вступающих в отношения, выделяют субординацию и паритет. В первом случае один из участников взаимодействия занимает по отношению к другому руководящую позицию. При втором варианте люди общаются на равных.

В чем состоят основные особенности межличностных отношений?

Межличностные отношения свойственны только для людей. Все животные так или иначе взаимодействуют друг с другом, но при этом отношениями назвать это нельзя. Лишь человеку свойственна эмоциональность и осознанное восприятие всего происходящего. В чем состоят основные особенности межличностных отношений? Именно в том, что они складываются и развиваются, основываясь на определенных чувствах людей по отношению друг к другу.

Бывают и такие случаи, когда человек не испытывает никаких эмоций по отношению к индивиду, с которым он вступает во взаимодействия. Примером может служить общение с продавцом, кондуктором, парикмахером. Все длительные межличностные отношения сопровождаются положительными либо отрицательными чувствами. К одним людям мы испытываем симпатию, с другими же общаемся по необходимости.

Уровни межличностных отношений

Изначально, перед тем как люди начали общаться друг с другом, между ними происходит знакомство. После этого отношения могут развиваться и переходить на другой уровень либо остановиться на этой ступени. Большинство людей, с которыми нам приходится взаимодействовать, мы можем назвать знакомыми.

Следующим уровнем межличностных отношений является приятельство. Здесь люди уже имеют общие интересы, могут поговорить друг с другом на различные темы, предложить или попросить помощи и дать дельные советы. Однако такие межличностные отношения в группе не предполагают абсолютного доверия и бескорыстной поддержки в любых трудных ситуациях.

На уровне товарищеских отношений межличностные связи становятся более прочными. Человек хорошо знает своего товарища, а их интересы очень близки.

Одним из высших уровней межличностных отношений считается дружба. Она предполагает искренность и открытость, готовность помочь в любой ситуации, характеризуется сопереживанием и беспокойством за своего друга. Как правило, настоящих друзей не так много, и люди стараются ценить тех, кого могут считать таковыми.

Самой крепкой и надежной связью можно назвать супружество. При этом партнеры закрепляют чувствами свои отношения и становятся по-настоящему близкими друг для друга.

11.1. Межличностные отношения и их классификация

11.1. Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство — это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Межличностное общение — виды и формы, примеры общения в жизни

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление». Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития взаимоотношений между двумя и более лицами. Оно предполагает осуществление взаимовлияния на определенную регуляцию действий всех участвующих в процессе, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.
  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.
  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.
  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.
  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.
  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Межличностное общение среди молодежи

В подростковом и юношеском возрасте у индивида начинают формироваться межличностные отношения к родителям, одноклассникам, преподавателям, друзьям, представителям всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. У некоторых из них отмечается склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.

К 16-летнему возрасту у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Все происходящие события они воспринимают критично. К проблемам межличностного общения в молодежном сообществе чаще всего приводят отсутствие сострадания и нежелание соответствовать принятым нормам поведения.

Формы и способы межличностного общения

Формами межличностного общения считают:

  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Динамика построения межличностных отношений напрямую зависит от возраста индивидов, их национальности и пола.

Женщины сильнее зависят от интенсивности межличностного общения. У них острее ощущается необходимость передачи окружающим своей личностной информации. Их больше беспокоит и подавляет одиночество.

Главной составляющей отношений и различных видов общения психологи называют эмпатию — осознанное сопереживание одного человека другому. Процесс общения очень сложный. Он различен в своих проявлениях и формах, и необычайно важен как для отдельной личности, так и для всего общества.

Изучаем межличностное общение — видео

https://www.youtube.com/watch?v=0s6odXC_yxQ

Межличностные отношения

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

  1. Производственные межличностные отношения.

  2. Бытовые межличностные отношения.

  3. Формальные межличностные отношения.

  4. Неформальные межличностные отношения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. межличностная привлекательность;

  3. взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы:

• ощущения,

• восприятие,

• представление,

• память,

• мышление,

• воображение.

Характеристики взаимопонимания:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность;

в) эмпатия;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Замечание 2

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Общение

Межличностные отношения базируются на общении.
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения;

  2. коммуникативная сторона общения;

  3. интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

  4. Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

  5. Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

  6. Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

  7. Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

  8. Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

  9. Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Основные виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.

Межличностное общение, психология межличностных отношений

межличностное общение фотоМежличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Понятие о межличностных отношениях, элементы межличностных отношений

Дополнительная

Основная

Литература

План

Тема. Психология межличностных отношений.

Лекция 15.

Цель:сформировать представление о психологии межличностных отношений

1. Понятие о межличностных отношениях, элементы межличностных отношений

2. Динамика развития межличностных отношений

3. Механизмы развития межличностных отношений

4. Факторы развития межличностных отношений

1. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2003

3. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001

4. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001

Содержание и характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть об­щественными, второй тип — межличностными отношениями.

Общественные отношения могут быть классифицированы в соответствии со сферой их рассмотрения. Различают классовые, национальные, групповые, семейные отношения (на уровне социальных общностей), а также, производственные, учебные и т. д. отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп) (Психология: Словарь, 1990). Общественные отношения реализуются в деловом взаимодействии людей через социальные роли. Например, отношения в сфере образования — через роли преподаватель—студент, правовые отношения — через роли следователь (судья)-свидетель (обвиняемый), административные отношения — через роли начальник — подчиненный. Иногда общественные отношения называют также деловыми, ролевыми, официальными. По сути это формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов человеческих отношений, в том числе и межличностных (межперсональных).



Межличностные отношения — это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность (Крысько, 2001).


Межличностные отношения включают в себя три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).

· Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

· Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выража­ются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и со­стояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных слу­чаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения про­являются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

· Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования—равенства—подчинения и зависимости—взаимозависи­мости—независимости.

Несмотря на очевидные различия, которые существуют между общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не только- с решением их проблем, т. е. практической стороной дела, но и с индивидуальными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напротив, — антипатию, скуку, презрение, что, обусловливая, позитивную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимодействия, будет облегчать или затруднять его протекание.

Можно сказать, что благодаря существованию межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений, происходит реализация последних в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 2000). Например, изначально обезличенные общественные отношения преподаватель—студент, дополняясь эмоциональными межличностны­ми отношениями между индивидом Петровым и индивидом Сидоровым, персонифицируются и становятся ‘весьма конкретны­ми взаимоотношениями преподавателя Петрова со студентом Сидоровым. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но это будут реальные отношения живых людей в рамках реального учебного процесса.

Чаше всего (но не всегда) позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негативные межличностные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленного и эффективного использования данной закономерности нужно хорошо знать, как протекает процесс формирования межличностных отношений и какие факторы на него влияют. Традиционно этот процесс описывается с точки зрения динамики, механизма регулирования и условий развития межличностных отношений.

Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание — Студопедия

Общаясь и работая с людьми, мы фактически вступаем с ними в отношения как представители определенных социальных общностей (классов, наций, социально-демографических групп и т.п.), так и личностей (индивидуальностей). Первый из указанных типов отношений принято называть социальными, а второй – межличностными отношениями. Несмотря на различия, социальные и межличностные отношения тесно связаны между собой. Даже являясь представителями разных социальных статусов, но, работая вместе, люди довольно быстро начинают относиться друг к другу как к личностям и испытывать определенные эмоции к своим партнерам по общению. Так возникают межличностные отношения.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно осуществляется между небольшим количеством людей и его участники находятся в пространственной близости, поэтому имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных совместной длительной деятельностью и общением.

Выделим признаки межличностных отношений:

1. Устойчивость и длительность. Случайные, кратковременные и ситуативные контакты не включаются в межличностные отношения. Для того чтобы стать таковыми, они должны повторяться в течение длительного времени.

2. Динамика, переход от одной стадии к другой. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут снизить свой накал и интенсивность или перейти на новый качественный уровень. Так, например, от знакомства может быть переход к приятельским, затем к товарищеским и только после этого к дружеским отношениям. Если для приятельских отношений характерна готовность к дальнейшему сотрудничеству, то для дружеских – общность интересов и целей.



3. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому выступает структурной единицей межличностных отношений. Чувства по их роли в межличностных отношениях можно разделить на две большие группы: а) конъюктивные (сближающие) чувства (дружелюбие, добросердечие, уважение, любовь и т.п.), в которых находит выражение готовность к сотрудничеству и совместным действиям; б) дизъюнктивные, разъединяющие людей чувства (отвращение, злоба, зависть, ненависть, презрение), когда по отношению к другой стороне не возникает желания сотрудничать.


4. Степень раскрытия чувств. Ядро межличностных отношений составляют сознательные действия усилия и партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или напротив скрыть их. Сближающие чувства лежат в основе психологической близости и доверия. Внешне эти эмоции не всегда показываются, так как нет в этом необходимости: вы уверены друг в друге и понимаете друг друга с полуслова. В основе деструктивных межличностных отношений лежат такие чувства, как мстительность, враждебность, обида, отвращение, презрение, которые также не всегда прямо и открыто демонстрируются.

Вместе с тем, когда мы не выражаем свои чувства, люди часто неправильно понимают наши переживания и поэтому уменьшается возможность для сотрудничества и взаимной поддержки. Ведь не исключено, что вашим мужем или другом является очень хороший человек, но вы ощущаете с ним себя одиноко, так как не знаете, что он чувствует. И происходит это потому, что ваш муж или друг просто не умеют выражать своих чувств.

Содержание межличностных отношений. К параметрам, задающим конкретное содержание межличностных отношений, относятся:

а) дистанция, определяющая степень психологической близости и доверительности партнеров: близкая, далекая и т.п;

б) валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная; амбивалентность как противоречивая оценка отношений определяется несовпадением ситуативных эмоций и чувств по отношению к одному и тому человеку. Амбивалентность вызывает часто сложность во взаимоотношениях, так как ситуативные эмоции часто принимаются человеком за чувства;

в) позиция партнеров: по этому параметру можно выделить отношения доминирования, подчинения, равенства;

г) степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные отношения.

Благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить не только о том, какая у человека конкретная роль в системе этих отношений (кто он: коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви, соперник, враг, союзник и т.д.), но и о позиции партнеров по отношению друг к другу, а следовательно, и о психологической близости или об отсутствии таковой между ними.

Итак, межличностные отношения представляют собой сложное образование, имеющее и содержание, и динамику своего развития. Однако на выбор людьми друг друга влияет то, почему кто-то нам нравится больше, а кто-то меньше, есть и те, кто нам вообще не нравится. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей. Во всех этих случаях речь идет о межличностной аттракции, раскрытию чего посвящен следующий вопрос.

Межличностные отношения — IResearchNet

В межличностных отношениях два участника взаимозависимы, и поведение каждого влияет на результаты другого. Кроме того, люди взаимодействуют друг с другом в серии взаимодействий, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людьми, некоторые из которых являются интимными и близкими (например, родитель-ребенок, супруг-супруга, дружба), а другие не являются интимными и близкими (например,г., сосед, учитель – ученик). Большинство исследований межличностных отношений сосредоточено на тех отношениях, которые являются близкими, интимными и имеют высокую степень взаимозависимости. В влиятельной книге Келли и его коллеги (1983) определяют близкие отношения как сильные, частые и с разнообразной взаимозависимостью, длящиеся в течение значительного периода времени. В социологии, хотя классическое различие между первичными и вторичными отношениями было расширено в публичной сфере (мимолетные, рутинные, квази-первичные и интимные вторичные отношения), эти близкие отношения (как описано выше) также можно отнести к первичным группам, которые обеспечивают поддержку, воспитание и социализацию людей в соответствии с нормами общества.

Концепция отношений исторически занимала центральное и важное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из социологов-основателей, такие как Зиммель и Маркс, были озабочены проблемами влечения и межличностных отношений.

Исторический контекст исследования межличностных отношений

Interpersonal relationships В 1960-х годах в центре внимания исследований межличностных отношений был процесс межличностного влечения, в первую очередь между незнакомцами, встречающимися впервые, а не сами отношения, которые могли развиться в результате влечения.Это исследование развилось в основном на основе исследований по выбору партнера, впервые начатых семейными социологами в 1930-х и 1940-х годах (Burgess & Cottrell 1939). Влечение обычно концептуализируется как отношение к другому человеку, состоящее из чувств, познаний и поведения, и может быть негативным и / или позитивным по своей природе. Большинство ранних исследований процесса межличностного влечения основывались на методах самоотчета для оценки факторов, которые заставляют человека (P) быть привлеченным к другому человеку (O).Например, в рамках парадигмы фиктивного незнакомца (Бирн, 1971) респондентов (как правило, молодые студенты колледжей) просили оценить, насколько их привлекает другой человек после того, как им предоставили минимальную информацию об этом другом человеке. В этих парадигмах респонденты фактически участвовали в эксперименте, в котором информация, представленная респондентам, подвергалась манипуляциям, а другие люди обычно были гипотетическими другими. Уолстер, Бершайд и их коллеги (например, Walster et al. 1966) также провели многочисленные исследования «знакомого взаимодействия», в которых реальных респондентов сравнивали друг с другом и давали возможность взаимодействовать, после чего они сами сообщали о своем влечении к каждому. Другой.

В 1980-х годах исследователи обратили внимание на более интенсивные переживания и явления, возникающие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов конкретных отношений. Хотя влечение было важно, возможно, даже необходимо для P (человека) и O (другого), чтобы начать межличностные отношения, большинство исследований начали сосредотачиваться на «пульсе» или качестве этих межличностных отношений и его связи с внутренними процессами (например, , познания, депрессия, физическое здоровье) и за ее пределами (например,g., удовлетворенность работой, финансовое напряжение, сплоченность семьи) на человека. Кроме того, исследователи начали изучать влияние факторов на P (человек) (например, депрессия) и O (другое) (например, физическая привлекательность), наряду с комбинацией этих факторов (P и O) (например, конфликт, подобие) от вероятности того, что P и O останутся в отношениях и будут ими довольны.

Новые направления в исследованиях межличностных отношений

Еще недавно отношениям уделялось значительное внимание в социологии и других социальных науках.Изучение исследований с 1980 года проливает свет на несколько тем. Во-первых, все больше и больше литературы демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей. Исследования показывают (Хаус и др., 2003), что люди, вероятно, будут страдать от депрессии, беспокойства, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений большого количества и качества. Интересный вывод заключается в том, что качество и количество взаимоотношений имеют решающее значение для общего здоровья и благополучия человека.

Во-вторых, текущее исследование подчеркивает конкретные процессы взаимоотношений, которые актуальны на различных этапах жизненного цикла отношений. Эта литература, как правило, организована в соответствии с типом отношений и фокусируется на факторах, которые важны для развития отношений (привлекательность, сходство, фоновые факторы), поддержании отношений (общение, конфликт, семейное вмешательство и поддержка) и расторжение отношений (юридические факторы, влияние на детей, приспособление).Также есть убедительные доказательства того, что факторы, предсказывающие развод или прекращение отношений, различаются в зависимости от жизненного цикла отношений. Было обнаружено, что возраст или жизненный этап индивида имеют отношение к тому, какие процессы взаимоотношений важны для индивидуальных оценок взаимоотношений (качества взаимоотношений). Кроме того, недавний акцент на жизненном пути как отношений, так и индивида привлек внимание ученых к важности проведения концептуальных различий между (1) намерением поддерживать отношения (например,g., приверженность) (см. Johnson 1991), (2) личные оценки в отношениях, как их воспринимают люди (качество отношений), и (3) статус отношений (стабильность отношений) (Veroff et al. 1997).

Третье новое направление в исследовании взаимоотношений заключалось в том, чтобы сконцентрироваться на превращении диады в единицу анализа, а не на личность (Couch 1992). Это изменение носит как методологический, так и концептуальный характер и стало важным вкладом в литературу по взаимоотношениям.Исследователи отношений теперь считают важным собирать информацию от обоих членов диады, а не только от одного члена, и оценивать, как эти отчеты могут по-разному влиять на благополучие и стабильность отношений (Duck 1990).

В-четвертых, учитывая выдающееся положение символического интеракционизма в социологии (например, Mead 1934), еще одним новым направлением исследования отношений стало применение концепций символического интеракционизма к изучению благополучия и стабильности отношений (Burke & Cast 1997).«Я» создается из взаимодействий и обратной связи от других, а контекст отношений еще более важен для того, как люди видят себя. Кроме того, чтобы понять, как взрослые определяют себя и описывают себя другим, исследователи взаимоотношений обращаются непосредственно к контексту и статусу своих отношений.

Пятым новым направлением в исследованиях отношений стало изучение конструкции смысла в отношениях с точки зрения качества и стабильности отношений (Orbuch et al.1993). В этих исследованиях признается, что люди могут конструировать значения своих отношений на основе социального контекста этих отношений и индивида, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки индивидами и статус этих отношений. Многие исследователи взаимоотношений теперь просят пары / диады (по отдельности или вместе) использовать повествование или рассказ в качестве техники рассказов, чтобы лучше понять значение отдельных людей их отношений и процессов взаимоотношений с течением времени (обзор см. В Orbuch 1997).Этот метод позволяет людям иметь «голос» в своих отчетах об их отношениях и допускает вариации в отчетах в результате «социокультурной экологии», в которую встроены отношения. Этот подход также признает, что эти истории формулируют, контролируют, предсказывают и формируют личный опыт отношений с течением времени.

В-шестых, были исследованы более обширные условия окружающей среды и структурные условия, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары. Исследователи отношений начали связывать эти «социокультурные экологии» или то, что социологи называют нормами, культурными значениями, условиями, обстоятельствами или людьми вне отношений, с качеством и стабильностью отношений.Один конкретный контекстуальный фактор, которому в последнее время уделяется большое внимание, — это социальные сети или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователей отношений интересовало влияние социальных сетей семьи и друзей на стабильность и качество отношений (см. Обзор Felmlee & Sprecher 2000). Большая часть этого исследования посвящена тому, как социальные сети могут быть потенциальным источником поддержки или снижения стресса для пар, но эта прямая связь была оспорена и пересмотрена многими (Kessler et al.1995). Общее представление о том, что социальные сети связаны с внутренним пульсом взаимоотношений, было впервые исследовано Боттом (1971).

Другой важный контекстуальный фактор, которому в последнее время уделяется внимание, — это расовый / этнический контекст для межличностных отношений (McLoyd et al. 2000). Исследователи взаимоотношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовыми / этническими группами и внутри них. Недавние исследования показали, что как культурные, так и структурные факторы могут по-разному влиять на процессы взаимоотношений между различными этническими группами (Orbuch et al.2002).

Будущие направления исследований межличностных отношений

Область межличностных отношений имеет сильную историю и яркую теоретическую основу в социальных науках. Критически важным для идей и теорий социальной психологии является представление о том, что люди взаимодействуют с другими и что эти взаимодействия взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кроме того, тема межличностных отношений — идеальная площадка для понимания и освещения многих лежащих в основе социальных процессов и концепций (например,g., развитие личности, культуры, социальных сетей, обязательств и эмоций), которые имеют решающее значение для дисциплины.

Артикулы:

  1. Бернард Дж. (1972) Будущее брака. Мир, Нью-Йорк.
  2. Ботт, Э. (1971 [1957]) Семья и социальные сети. Тависток, Лондон.
  3. Берджесс, Э. В. и Коттрелл, Л. С. (1939) Предсказание успеха или неудачи в браке. Прентис-Холл, Нью-Йорк.
  4. Бёрк, П. Дж. И Каст, А. Д. (1997) Стабильность и изменение гендерной идентичности молодоженов.Social Psychology Quarterly 60: 277-90.
  5. Бирн, Д. (1971) Парадигма притяжения. Academic Press, Нью-Йорк.
  6. Couch, C. (1992) К теории социальных процессов. Символический интеракционизм 15: 117-34.
  7. Дак, С. (1990) Из сковороды и в 1990-е. Журнал социальных и личных отношений 7 (1): 5-28.
  8. Фелмли Д. и Спречер С. (2000) Близкие отношения и социальная психология: пересечения и пути будущего. Social Psychology Quarterly 63 (4): 365-76.
  9. Хаус, Дж. С., Лэндис, К. Р. и Амберсон, Д. (2003) Социальная психология здоровья. В: Саловей, П. и Ротман, А. Дж. (Ред.), Социальные отношения и здоровье. Психологическая пресса, Нью-Йорк, стр. 218-26.
  10. Джонсон, М. П. (1991). Приверженность личным отношениям. В: Джонс, У. Х. и Перлман, Д. (ред.), Достижения в личных отношениях, Том. 3. Jessica Kingsley Publishers, Лондон, стр. 117-43.
  11. Kelley, H.H., Berscheid, E., Christensen, A. et al. (1983).Близкие отношения. Фриман, Нью-Йорк.
  12. Кесслер Р. К., Хаус Дж. С., Анспах Р. Р. и Уильямс Д. Р. (1995) Социальная психология и здоровье. В: Кук, К. С., Файн, Г. А., и Хаус, Дж. С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Аллин и Бэкон, Бостон, стр. 548-70.
  13. Lofland, L. (1998) Общественная сфера. Алдин де Грюйтер, Нью-Йорк.
  14. МакЛойд, В. К., Коус, А. М., Такеучи, Д., и Уилсон, Л. (2000) Брачные процессы и родительская социализация в цветных семьях: обзор десятилетия.Журнал брака и семьи 62: 1070-93.
  15. Мид

.

этапов межличностных отношений

Межличностные отношения — это прочная связь между людьми, разделяющими общие интересы и цели.

Чувство доверия, лояльности и приверженности имеет важное значение в отношениях. Люди должны доверять и уважать своих партнеров, чтобы избежать недопонимания и конфликтов в отношениях.

Этапы межличностных отношений

Чтобы отношения выросли и прошли проверку временем, нужно время.

В отношениях есть две возможности:

  1. Возможность — 1: Два человека могут начать отношения как незнакомые люди. Они медленно узнают друг друга и постепенно становятся эмоционально и ментально привязанными к своим партнерам. Такие отношения часто приводят к длительным обязательствам, когда люди решают быть друг с другом, пока смерть не разлучит их.
  2. Возможность — 2: Два человека могут начать хорошо, но вскоре столкнутся с проблемами.Проблемы в отношениях начинаются, когда люди имеют разные мнения, взгляды и не могут прийти к взаимоприемлемому решению. В таких случаях люди решают прекратить отношения и начать все сначала.

По словам известного психолога Джорджа Левингера, каждые отношений проходят следующие пять этапов .

  1. Первый этап — Знакомство

    Знакомство означает знакомство друг с другом. Чтобы начать отношения, людям нужно хорошо знать друг друга.

    Два человека могут встретиться в каком-то месте и сразу же поладить. Люди испытывают влечение друг к другу и решают вступить в отношения.

    Общие друзья, общественные встречи, одни и те же организации также помогают людям встречаться, ломать лед, знакомиться друг с другом и заводить отношения.

  2. Второй этап — этап наращивания

    Это этап, когда отношения действительно развиваются. Люди перестают быть чужими и начинают доверять друг другу.

    Физические лица должны быть совместимы друг с другом, чтобы отношения продолжались в течение более длительного периода времени. Люди со схожими интересами и жизненным опытом, как правило, больше сближаются друг с другом, чем люди с разным опытом и разными целями.

    Стадия построения отношений часто характеризуется сближением двух людей, страстными и сочувствующими друг другу.

  3. Третья ступень — продолжение

    Это этап, когда отношения превращаются в долговременные обязательства.Это когда люди, хорошо узнав друг друга, решают составить компанию друг другу и связать себя узами брака.

    Доверие и прозрачность необходимы для того, чтобы очарование оставалось в отношениях навсегда.

  4. Четвертая стадия — Износ

    Не все отношения проходят через эту стадию. Отсутствие совместимости, доверия, любви и заботы часто приводит к недопониманию и серьезным неприятностям в отношениях.

    Людям иногда очень трудно приспособиться друг к другу и в конечном итоге они решают положить конец своим отношениям.

    Компромисс — неотъемлемая часть любых отношений. Людям, которые не могут идти на компромисс друг с другом, трудно вывести отношения на новый уровень.

  5. Пятый этап — этап прекращения

    Пятый и последний этап — это конец отношений.

    Отношения прекращаются по любой из следующих причин

    • Смерть любого партнера
    • Развод
    • Разделение

Идеальные отношения приводят к длительным обязательствам и бракам, тогда как есть некоторые отношения, которые начинаются на позитивной ноте, но заканчиваются внезапно.

Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Роль общения в межличностных отношениях

Говорят, что общение является основой любых межличностных отношений . Фактически эффективное общение — ключ к здоровым и долгим отношениям. Если люди не будут эффективно общаться друг с другом, обязательно возникнут проблемы.

Коммуникация играет ключевую роль в уменьшении недопонимания и, в конечном итоге, укрепляет связь между людьми.

Отношения теряют свое очарование, если люди не выражают свои чувства и не отвечают взаимностью с помощью различных способов общения .Здоровое взаимодействие необходимо для здоровых отношений.

Не всегда человеку нужно говорить, чтобы выразить свои чувства. Чувства также могут быть выражены невербальными способами общения. Ваши движения тела, жесты, мимика, движения рук что-то передают. Убедитесь, что вы никому не корчите рожи. Вы должны выглядеть счастливыми и довольными, чтобы другой человек наслаждался вашим присутствием. Не всегда выглядеть грустным и раздраженным. Движение глаз также играет важную роль в отношениях.Только по глазам можно понять, сердитесь ли вы, несчастны или разочарованы.

Позаботьтесь о своем тоне и высоте звука . Убедитесь, что вы не говорите слишком громко или слишком тихо. Громкость может навредить другому человеку. Говорите мягко и убедительно. Другой человек должен понимать, о чем вы собираетесь сообщить.

Выбор слов важен в отношениях . Подумайте дважды, прежде чем говорить. Помните, что одно неверное слово может изменить смысл всего разговора.Другой человек может неправильно вас истолковать и испортить отношения. Будьте четкими. Четко выражайте свои чувства. Не пытайтесь сбить с толку другого человека. Прямолинейность помогает в отношениях.

Человек должен регулярно взаимодействовать с другим человеком, чтобы отношения развивались и достигли следующего уровня . Говоря по телефону. SMS — это способ общаться и оставаться на связи, особенно в отношениях на расстоянии, где люди редко встречаются.

Будьте вежливы .Никогда не кричите на партнера, даже если он сделал что-то не так. Обсудите проблемы и постарайтесь мирно разрешить свои разногласия. Оскорбления, драки, критика портят отношения, а в неблагоприятных случаях тоже могут их положить. Грубость — преступление в отношениях.

Постарайтесь также понять точку зрения другого человека . Будьте терпеливым слушателем. Если вы не будете внимательно слушать, вы никогда не сможете эффективно общаться.

Физические лица также могут общаться по электронной почте .Если у вас нет времени регулярно звонить партнеру, отправьте ему письмо. Другой человек будет чувствовать себя счастливым и важным. Электронная почта также является эффективным способом общения на рабочем месте. Чтобы улучшить отношения на рабочем месте, старайтесь общаться с помощью письменных форм общения. Будьте осторожны с телом письма и убедитесь, что оно не требует пояснений. Использование заглавных букв в письмах считается грубым и громким. Не делитесь какой-либо информацией со своими коллегами устно. Отметьте ему почту и держите своего босса в курсе.Все связанные сотрудники также должны быть отмечены копией. Если обсудить это устно, другой человек может впоследствии отказаться, создавая для вас проблемы.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 .Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Социальные сети и их влияние на межличностные отношения

Автор: Манси Бенивал

Еще что-нибудь может быть хорошим, но слишком много того же редко. С тех пор, как человек приземлился на этой Земле, он открыл новые способы утолить свою жажду взаимодействия, создавая способы коммуникации, от примитивного языка до передовых технологий, таких как компьютер и мобильный телефон. Но смог ли человек достичь своих целей? Или он сделал обратное в своей попытке достичь своей цели? Нам пришла в голову идея социальных сетей ради межличностного общения, но в итоге мы пожертвовали межличностным общением, чтобы освободить место для социальных сетей.

Social Media and Its Impact on Interpersonal Relationships

Merriam-Webster определяет социальные сети как «формы электронного общения (например, веб-сайты для социальных сетей и микроблогов), с помощью которых пользователи создают онлайн-сообщества для обмена информацией, идеями, личными сообщениями и другим контентом (например, видео)». Некоторые примеры включают Facebook, YouTube, Twitter и даже блоги, где можно голосовать за статьи людей и комментировать их. Эти веб-сайты позволяют людям создавать свои собственные социальные сети, делиться интересными вещами и обсуждать широкий круг вопросов в обществе.

Межличностные отношения — это сильные, глубокие или близкие отношения или знакомства между двумя или более людьми, продолжительность которых может варьироваться от кратковременной до продолжительной. Эта ассоциация может быть основана на умозаключениях, любви, солидарности, регулярном деловом взаимодействии или каком-либо другом типе социальных обязательств. [1] Значение межличностного общения не ограничивается межличностными отношениями, оно имеет значение в таких областях, как бизнес. Поэтому очень важно признать, какое влияние социальные сети оказывают на межличностное общение.Компании, которые пытаются связаться со своими клиентами и покупателями через социальные сети, должны понимать, каким образом межличностная психология при использовании социальных сетей может влиять на их отношения с клиентами.

Обычные СМИ, такие как телевидение, радио и газеты, допускают только одностороннее общение, тогда как социальные сети предоставляют платформу для взаимодействия между пользователями. Социальные сети очень помогают тем, кто считает более свободным и комфортным общение в сети вместо личного общения из-за нервозности.Еще одно преимущество онлайн-взаимодействия заключается в том, что люди могут выйти за пределы географической близости, чтобы общаться с людьми с одинаковыми интересами. Социальные сети поддерживают отношения, которые могли быть в невыгодном положении из-за отсутствия географической близости. Он обеспечивает взаимодействие, которое без него было бы немыслимо.

Однако следует утверждать, что вместо того, чтобы объединять людей, социальные сети могут создавать между ними дистанцию. Хотя люди становятся более общительными с помощью социальных сетей, в наших способах общения произошел неизбежный сдвиг.Все больше и больше онлайн-взаимодействия приводит к сокращению личного общения.

Есть три теории, которые необходимо упомянуть, чтобы понять, как социальные сети вызывают изменения в межличностном общении и отношениях пользователей. Это теории детерминизма технологий, теория социального проникновения и теория использования и удовлетворения.

Согласно теории технологического детерминизма, «технология — это среда, которая формирует и контролирует масштаб и форму человеческих ассоциаций и действий.”Возможности для новых впечатлений и возможность всегда присутствовать где угодно — бесценный дар социальных сетей.

Теория социального проникновения описывает развитие межличностных отношений как медленный процесс. Как отмечается в исследовании, « сайты социальных сетей влияют на навыки межличностного общения и взаимоотношения». , Притта Часомбат. , . «Компьютерное общение ускорило процесс близости… Люди с большей вероятностью будут раскрывать больше личной информации в социальных сетях. Сайты, чем при личном общении, потому что уровень контроля выше (Ledbetter et al., 2011) »[2]

Теория использования и удовлетворения дает четыре основных требования, а именно: информация, развлечения, личная идентичность, а также личные отношения и социальное взаимодействие. Все четыре требования выполняются через социальные сети, поскольку люди могут создавать социальные сети, общаться, общаться с теми, кто находится на расстоянии. Они могут высказывать свое мнение и получать обратную связь от общественности. Они могут использовать его как средство получения информации из предпочитаемых ими источников [3].

Среди негативных воздействий социальных сетей на межличностные отношения самым разрушительным является отчуждение.В работах Чарльза Блоу, таких как «Друзья», «Фейсбук» и «Соседи», отмечается, что социальные сети способствуют изменению взаимоотношений и социальному отчуждению. Социальное отчуждение — это высокая степень изолированности и дистанции между людьми. Поскольку люди тратят большую часть своего внимания на виртуальную жизнь, они часто склонны вкладывать меньше энергии в свое непосредственное настоящее. Это приводит к ослаблению социальных связей, потере способности взаимодействовать и участвовать в этом взаимодействии и социальному отчуждению.

Даниэль Гулати в своей статье «Facebook делает нас несчастными», отмечает: «За всеми симпатиями, комментариями, публикациями и публикациями были явные намеки на ревность, беспокойство и, в одном случае, на депрессию.[4]

Некоторые ученые утверждают, что онлайн-взаимодействие негативно влияет на качество общения. Основная причина этого в том, что невербальное общение, которое происходит во время межличностного общения, не учитывается, когда люди взаимодействуют через социальные сети. Невербальное общение включает тон голоса, положение тела, жесты и мимику. Невербальное общение — ключ к полноценному общению. В его отсутствие сообщения трудно интерпретировать с уверенностью, а смысл сообщения остается невыясненным.Это приводит к снижению качества общения, что еще больше ведет к враждебности между людьми.

Ги Дебор в своей теории зрелища объясняет, как образ вещи кажется более близким к реальности, чем сама вещь. Социальные сети оказывают такое же влияние на межличностные отношения, где социальные отношения опосредуются простыми изображениями.

Социальные сети изменили понятие «друг». Это побуждает нас сравнивать себя с другими, что часто заставляет человека чувствовать себя «неудачником», ведущим к депрессии.

Социальные сети влияют не только на межличностное общение и отношения, но и на характер пользователей. Социальные сети вызывают у нас нетерпение и беспокойство. Многие подростки и взрослые просыпаются посреди ночи, чтобы проверить свои телефоны, потому что они боятся упустить что-то, что происходит на платформах социальных сетей, как если бы информация не была доступна на следующий день. У людей начинаются истерики из-за беспокойства, если они не находят доступа к социальным сетям в течение нескольких часов.Мы теряем способность активно взаимодействовать при личном общении.

Как сказала Ани ДиФранко, «любой инструмент — это оружие, если его правильно держать». Социальные сети следует рассматривать как инструмент для человека, а не позволять человеку быть инструментом для него. Кроме того, его следует использовать только в той степени, которая более выгодна, чем вредна. Во-первых, нужно ограничить время, проводимое в социальных сетях. Более того, нужно уметь распознавать негативные изменения, которые социальные сети вносят в эмоциональное поведение человека, а также сдерживать эти изменения, ища баланс между своей онлайн- и офлайн-жизнью.Взаимодействие через социальные сети, несомненно, удобнее, но и менее качественно. Хотя социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, необходимо работать с ними так, чтобы они не становились главным фокусом нашей жизни. Нам решать, использовать ли социальные сети для конфликтов или установления связи.

[1] https://en.wikipedia.org/wiki/Interpersonal_relationship, по состоянию на 15 th декабря 2017 г.

[2] Ледбеттер, Отношение к социальным онлайн-связям и самораскрытию как предикторам общения в Facebook и близости в отношениях, Communication Research (2011)

[3] Варат Каручит, Теории медиаэффектов, Коммуникационные теории и инновационные коммуникации.(2013) Бангкок: Национальный институт управления развитием.

[4] Гулати, Даниэль. Facebook делает нас несчастными, доступно по адресу , по состоянию на 20, -е, декабря 2017 г.


ПРИМЕЧАНИЕ: Это статья, принятая в нашем конкурсе по написанию эссе. Он был выбран в качестве одного из сочинений, претендующих на второе место. Поздравляю!

Сведения о студенте:
Имя: Манси Бенивал
Возраст: 18
Колледж — Национальный юридический университет имени Раджива Ганди
Несколько слов автора:

Я выбрал тему «Социальные сети и их влияние на межличностные отношения».Причина, по которой я выбрал эту тему, была вдохновлена ​​моим личным опытом в эпоху технологий. Я ежедневно становлюсь свидетелем отчуждения окружающих из-за социальных сетей. Виноваты не социальные сети, а то, как мы их используем.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *