14 принципов по файолю: ​А. Файоль — 14 принципов управления

Содержание

​А. Файоль — 14 принципов управления

рекомендую статью:  «Как создается устойчивая  монархия или единовластие»

Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.

Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это «разноплановые» подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, но работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно «сходу» опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.

Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция). 

В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».


А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.

1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.

8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.


***

Хотелось бы отметить одно очень примечательное высказывание классика: «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов. »

Данный афоризм принадлежит Анри Файоль, и высказывание раскрывает одну из сторон управления. Соль этого высказывания в том, что оно соединяет в себе два уровня управления «операционный» и «стратегический». В идеальном управлении все едино и одно плавно переходит в другое. При обучении управлению, или как рассматривают управленческие приемы, принято разделять их на 3 уровня — операционный, тактический, стратегический. Это делается с целью облегчить разбор ситуаций и процесс обучения. В реальной жизни такого разделения нет. Любые действия на операционном уровне должны быть связаны со стратегическим уровнем, и как нам говорит Анри Файоль — «…все это должно нас вести к цели…». Хочу обратить внимание на последнее слово «цель», ибо большинство руководителей и  людей считающих себя управленцами не до конца понимают суть этого понятия, соответственно суть афоризма.

Почему я так считаю. Как вы думаете, у какого количества компаний есть осознанная Цель ?

Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа «больше клиентов=больше денег», но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.

***

Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.

14 принципов управления Анри Файоля

14 принципов управления Анри Файоля
Анри Файоль – теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления, автор работы «Общее и промышленное управление». В своей концепции он формулирует 14 принципов управления, знание которых будет полезно для каждого. Особенно для руководителей и тех, кто стремится проявить свои лидерские наклонности.

Разделение труда

Цель разделения труда – концентрация работающего на меньшем количестве целей и задач. Направляя внимание и все свои силы в одно русло, он работает более эффективно.

Если взять два коллектива – с разделением труда и без – то при прочих равных, первый выполнит больший объём задач и сделает это более качественно.

Полномочия и ответственность

Тот, кто наделён властью, должен нести ответственность за принимаемые решения и отдаваемые приказы. За все последствия работы коллектива отвечает тот, кто имел полномочия управлять им.

Дисциплина

Работники должны уважать и соблюдать правила своей компании. Также должны существовать руководители, которые будут следить за послушанием членов компании и наказывать их в случае нарушения принятых соглашений.

Единоначалие

У каждого работника должен быть только один непосредственный начальник, который будет давать ему указания и контролировать выполнение работы.

Единство действий

Все группы, действующие в рамках одной цели, должны иметь единый план действий и одного руководителя.

Подчинённость личных интересов

Личные интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или какой-либо другой организации. Рабочие интересы должны превалировать.

Вознаграждение персонала

Работники должны получать достойную и заслуженную награду, которая будет их стимулировать на дальнейшую работу. Регулярные поощрения также воспитывают в сотрудниках компании верность своей организации и желание работать ещё лучше.

Централизация

Наличие управляющего центра столь же необходимо, как и наличие разделения труда. Степень централизации, её пропорции с децентрализацией, зависит от конкретных условий и определяется для каждого случая индивидуально.

Иерархия

В любой организации должна существовать иерархия от руководителя низшего звена до главного управляющего. Это необходимо для нормального функционирования компании. Но иерархическая лестница должна быть как можно меньше и не должна приносить вред.

Порядок

У каждого сотрудника должно быть своё место, свои задачи, и он должен находится на этом месте и выполнять эти задачи.

Справедливость

Это сочетание правосудия и благожелательности. Управляющее звено должно относиться к своим подопечным справедливо и с уважением. Там, где есть место несправедливости, нет места продуктивной работе.

Стабильность рабочих кадров

Текучка – следствие плохого управления. Она ослабляет компанию, делает её менее эффективной. Файоль считает, что посредственный руководитель, который крепко держится за своё рабочее место, лучше, чем талантливый, но ненадёжный и быстро уходящий, управленец.

Инициатива

У всех работников должна быть возможность проявить её, высказать свои идеи и предложить способы повышения эффективности компании. Инициатива придаёт организации силу и энергию.

Корпоративный дух

В коллективе должна быть гармония. Чем сильнее сплочены работники, тем они продуктивнее. Сила в союзе и синергии.

Уверен, что после знакомства с этими принципами вам будет гораздо легче организовать эффективную работу любого коллектива и достойно его возглавить.

Желаю успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: